Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили главное богослужение в честь праздника Рождества Христова, и мы его совершили ночью, потому что положено так – есть такой обычай совершать это богослужение ночью. Этот обычай очень древний, даже трудно сказать, почему он таков, почему так получилось. Самый простой ответ, что само Рождество Христово было ночью. И можно сказать, что ночью совершаются важнейшие события.

Ночью было воскресение Христово, то есть христианская Пасха, ночью же был переход евреев через Чермное море – иудейская Пасха. Поэтому все главное происходит ночью. Поэтому и служба главная тоже должна быть ночью. Это одно объяснение, но оно не исчерпывающее.

Другое объяснение заключается в том, что люди так устроены, что для них тоже все главное – ночью. Ночь – это такое время, когда подавляющее большинство людей не могут заниматься своими обычными хлопотами, работами и так далее. Поэтому это такое время, которое как раз и надо посвятить Богу. Конечно, его и так посвящают не одному Богу, так другому – Морфею, например, богу сна, — но хорошо, когда христианскому Богу.

Поэтому и говорят святые отцы, что молитва ночью стоит гораздо больше, чем любая дневная молитва. Поэтому все важнейшие христианские богослужения тоже должны совершаться ночью. Когда-то даже воскресные службы совершались всегда ночью – каждую неделю люди семейные, работавшие так делали, а вовсе не только монахи так служили. Вот это было  в раннем христианстве. Мы тоже можем этому уподобляться, насколько это возможно.

Потому что мы должны почувствовать, что для того, чтобы помолиться ночью, мы должны «упраздниться и уразуметь». Можно много раз вспомнить эти слова псалмопевца в связи с сегодняшним праздником. Мы можем взять то время, которое мы обычно посвящаем  хлопотам, и употребить его на богослужение.

Конечно, для человека, который совсем не привык к этому, это все может быть очень тяжело. Также это может быть недопустимо тяжело для тех людей, у которых тяжелые заболевания, при которых нельзя так делать. Но мы про них не говорим. Кто не привык, тот может немножко начинать  привыкать, кто ребенок, тот может начинать подрастать. Детей, конечно, не надо на такие богослужения водить, а кто болеет, тот смиряется и утешается тем, что само терпение болезней, если терпеть благодушно, даже лучше, чем какие-то добровольные подвиги.

Поэтому мы и собираемся по возможности ночью для таких великих праздников. Сами эти праздники вспоминаются как ночь Рождества Христова, а не день. А самый наш главный праздник – ночь Пасхи.

И вот, когда эта ночь закончится, мы должны поневоле попасть в какой-то день. Может быть, этот день будет не таким, как нам бы хотелось. Для того, чтобы он был таким, каким мы хотим, мы должны предпринять особые усилия. Мы должны подумать, чем мы будем заниматься, когда мы поспим, хотя лучше даже и не спать, вернее, спать поменьше. Прежде всего, не надо, конечно, планировать какие-то дурацкие собрания и посещения гостей, в которых ничего хорошего не будет. По возможности вообще лучше уклониться, но если нельзя, то надо минимизировать как-то.

И хорошо, конечно, планировать богослужение, подготовку к причастию, конечно, без поста, просто погулять, подумать, если есть возможность, а если надо работать – то и прекрасно, значит, надо заниматься работой. Вот это нам не повредит. А если мы будем бездельничать, тупо сидеть в интернете или еще более тупо сидеть у телевизора, то все это, конечно, не дело. Если устал – отдохни, идеально – поспи, а если ты можешь смотреть телевизор, а работать не можешь, то что-то здесь не то. Наверняка есть какая-то работа, которую ты можешь совершить, хотя бы просто погулять вокруг дома, подышать свежим воздухом – это тоже работа своего рода.

От того, что в праздники начинается разложение, праздники становятся самыми бедственными днями для христианина. Даже тем, для кого они не становятся самыми бедственными, кто избегает этих опасностей, все равно необходимо помнить, что это дни наибольшей опасности для нас, именно праздничные дни. А самый опасный праздник в этом смысле – Рождество Христово, опаснее может быть только Пасха.

Это такие дни, когда христианство обязательно в нас закончится, очень быстро. И для того, чтобы это было иначе, нужно приложить усилия, потому что «само» иначе не будет, а будет то, что бывает всегда, к сожалению. А чтобы было что-то другое, надо что-то делать другое: избегать всяких пьяных компаний, неприятного общества, неприятных дел, а особенного первого такого дела – тупить перед телевизором или компьютером. Лучше честно поспать.

Постепенно у нас возникнет иммунитет перед христианскими праздниками, если мы будем поступать разумно. То есть несмотря на самые торжественные христианские праздники, мы научимся не напиваться, не обжираться, не терять всякую молитву, не переставать посещать церковь. Вот об этом надо помолиться сейчас особенно, чтобы не отпасть на радостях от Церкви. Все остальные блага цивилизации и даже самого христианства – это потом, во вторую очередь. Даже временно, на праздники не надо отпадать от Церкви.

Аминь.