Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, наверное, очень многим памятный рассказ о том, как был в некоей стране Гадаринской какой-то ужасный бесноватый. С ним никто не мог справиться, даже железные оковы разрывал на себе, потому что у него была временами такая сила. И Иисус из него изгнал бесов, которые попросили разрешения — и получили это разрешение — вселиться в свиней, если Он их всех изгонит. Стадо свиней паслось неподалеку, и когда бесы туда вселились, то все это стадо побежало и утонуло.

Дальше начинается самое интересное — реакция жителей этого города, которым принадлежало стадо, и самого этого человека. Жители просто попросили, чтобы Он поскорее дальше шел по своим делам, потому что Он нанес им материальный ущерб довольно большой, и, в то же время, они понимали, что с таким человеком лучше не связываться. Он действительно пошел дальше.

А тот человек, который уже перестал быть бесноватым, наоборот, захотел идти за Иисусом, а не идти куда-то, где он жил раньше, пока его еще не охватило беснование. Но Иисус ему не разрешил, сказал, чтобы он шел в свой город и там всем рассказал, что сотворил ему Бог. Причем, город, конечно, был языческий. Надо знать, что в Палестине были целые области, в которых жили язычники, как эта страна Гадаринская. Это не были иудеи и не были римляне, а это были свои местные язычники. Поэтому они и разводили свиней, а иудеям этого было нельзя делать.

Свинья – нечистое животное, и поэтому бесы избирают нечистое животное, а точнее говоря, это история нам показывает, что бесы вселяются в людей так, как они вселяются в нечистых животных. Люди, в которых вселяются бесы, подобны свиньям. Кто читал хотя бы эпиграф к роману Достоевского «Бесы», тот может об этом вспомнить и составить некоторое впечатление.

Но это наиболее известный аспект притчи, а вот есть и другое: почему бы не разрешить Иисусу этому человеку, если он исцелился, ходить с Ним, а потом, может быть, послать его проповедовать, как были посланы другие апостолы? В большинстве случаев Иисус не выбирал никого из тех, кого Он исцелил. Исключение, может быть, составляет  Мария Магдалина, про которую говорится, что из нее Он изгнал седмь бесов, и она действительно стала равноапостольной, она с Ним ходила.

Но, как правило, все эти многочисленные исцелившиеся, если даже они были благодарны, что тоже далеко не всегда было, не входили в число апостолов, а им было предложено заниматься тем, чтобы рассказывать о делах Божиих, проповедовать Иисуса среди тех людей, с которыми они жили раньше. Но здесь случай вопиющий, т.к. обычно те, кого исцелял Иисус, были иудеи. Они были, по крайней мере, из среды верующих людей, или среды людей, которые хотели быть верующими. А здесь-то были сплошные язычники, и Он отправил его жить среди язычников и проповедовать им.

Теперь, когда мы знаем, что христианство было проповедано всем языкам, всем народам, то нам это теперь не очень странно. Но если посмотреть тогда, то странно. Надо просто поставить себя на место этого человека, тогда, может быть, станет менее странным – в любом случае это очень полезно сделать.

Приходим мы к Богу, приходим мы, может быть, в церковь, как-то обращаемся к вере. Мы получаем для себя какое-то очень для себя убедительное разрешение своих внутренних, а, возможно, и внешних проблем – что-то такое, что мы сами воспринимаем как чудо. И с точки зрения какого-то объективного наблюдателя это и бывает очень часто чудом – не обязательно, но очень у многих людей это так бывает. А если момент обращения не такой, то вскоре происходят какие-то события, которые даже с точки зрения объективного внешнего наблюдателя являются чудесными.

Но главное, что нас интересует наша точка зрения, а не чья-то.  И нам хочется, конечно, быть в этой замечательной компании. Бывает такая стандартная ошибка: неофитам, которые только пришли в церковь, хочется тут же в церкви и работать. Если они люди молодые, и надо выбирать профессию, то что тут выбирать? Вот есть церковь – прекрасная профессия. — Вот так делать нельзя – это вредно. Не только потому, что та среда может показаться очень хорошей,  а на самом деле  может быть весьма плохой.

Например, те люди, которые стали работать при церкви в 80-е и 90-е годы по молодости лет, когда им было лет 20, они потом на себе почувствовали эту опасность, и их почти никого сейчас нету. Дай Бог веру сохранить после всех этих церковных работ.

Потому что нам полезно быть не в тепличных условиях, а в реальных условиях, когда действительно нам нужна помощь Божия — когда мы не получаем через нашу веру общество каких-то приятных людей, которые нас поддерживают, а наоборот – когда мы получаем через нашу веру общество людей, с которыми нам тяжелее, с которыми нам почти невозможно жить, может быть, когда мы живем рядом с теми, которые похожи не на владельцев даже этого свиного стада, а на самих свиней.

Мы не должны их осуждать, а должны от Бога ожидать помощь, как нам жить, и тогда она будет. И мы увидим, что эти люди тогда тоже меняются, если мы с ними тоже меняемся. Мы меняемся к лучшему, и они вокруг нас меняются к лучшему. И происходит по известному изречению Серафима Саровского – «стяжи дух мирен, и вокруг тебя  спасутся тысячи».

Вот о чем в частности говорит нам сегодняшний рассказ.

Аминь.