Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодня мы совершаем воспоминание исцеления расслабленного. Те воскресные дни, которые находятся между Пасхой и Пятидесятницей, делятся на две части. Одна часть у нас уже позади – там те воспоминания, которые связаны непосредственно с Воскресением Христовым. Это и Фомино воскресение, хоть оно на неделю позже, и жен мироносиц, конечно.

А теперь у нас начинаются воспоминания тех событий, которые примерно тогда и были, когда было преполовение Пятидесятницы. Особенно ярки два события – исцеление расслабленного, которое празднуется сегодня, и, через неделю будем праздновать, исцеление слепого. Они похожи, и оба связаны с водой, с купелями, которые возле Иерусалимского Храма, но с разных сторон. Это две большие купели, предназначенные для омовения больших толп паломников перед заходом на Храмовую гору, а для небольшого количества паломников были другие купели.

И вот сегодняшнее исцеление связано с купелью Вифезда, а в следующее – с Силоамской купелью. Но и последующее воскресенье, о Cамаряныне, тоже будет связано с водой. Конечно, все это неспроста: помимо того, что преполовение Пятидесятницы связано с воспоминанием о прекращении Потопа, а это самое древнее и главное воспоминание, здесь также воспоминание, связанное с переходом через Иордан и некоторыми сопутствующими чудесами.

И сегодняшнее воспоминание прямо относится к переходу через Иордан – тот переход, которым закончился Исход. Народ подошел к земле обетованной, но она находилась по ту сторону Иордана, и надо было перейти. Моисей произнес речь и умер, потому что сам войти не мог в эту землю. На это нам особенно указывает число лет, в которых  провел расслабленный в расслаблении, – 38. Это довольно редкая цифра, тем более число лет, и оно точно соответствует времени Исхода, как оно указано во Второзаконии.

Продолжительность блуждания по пустыне 40 лет — это круглое число. В разных библейских книгах разные указания, есть и 42 года, но во Второзаконии говорится именно о 38 годах — на них и указывает расслабленный. Более того, слова Иисуса, которые к нему обращены, перекликаются с той речью Моисея перед тем, как народ израильский пойдет в землю обетованную через Иордан, а сам умрет – эти слова тоже приводятся в Книге Второзакония. Это довольно мрачная речь с призывом покаяться. В Евангелии ссылка на эту речь выглядит гораздо веселее.

И вся эта история о расслабленном содержит столько всяких смыслов, что можно всю жизнь говорить о каком-то очередном смысле и не повториться. Но сейчас хорошо вспомнить о довольно-таки прямом – о болезни.  О том, что Господь действительно исцелил эту застарелую болезнь расслабленного, и именно в этом случае болезнь была связана с грехами, и именно поэтому так долго не поддавалась исцелению, а число лет, пока болезнь не поддавалось исцелению, равно числу лет блуждания по пустыне. И это нам еще объясняет, почему неполезно быстро получать исцеление, и почему полезно, когда бедственные ситуации не просто по нам бьют, а потом заканчиваются, но когда они тянутся долго. Слава Богу, так не всегда бывает, но бывает, потому что это необходимо.

Исход – это священная война, сопряженная с множеством лишений во время путешествия из Египта в землю обетованную. Это могло пройти очень быстро, потому что можно было пройти по прямой дороге, как обычно и ходили караваны, а так ходить долго по пустыне, как ходил по ней народ израильский, – это надо очень постараться. Но зачем-то это было нужно, и в Библии эта причина объясняется: затем, чтобы сложили свои кости в пустыне те, кто жил в Египте, чтобы среди тех, кто войдет в землю обетованную, не нашлось тех, кто был в рабстве.

Так же и нам полезно терпеть скорби до тех пор, пока в нас не умрут страсти, а это дело долгое. Если мы просто не даем своим страстям проявляться, то мы прекрасно знаем, что когда мы расслабимся, они тут же и вылезут. А святые отцы говорят, что это все-таки метод, когда не даешь страстям проявляться, но он медленный, ему требуется долгое время для результата.

Вот то же самое нам дает и настоящая длящаяся эпидемия, чтобы мы, не имея возможности заниматься своими обычными делами, могли больше заниматься собой, самоанализом, посмотреть, что надо бы изменить в моей жизни, если она вернется к нормальному состоянию, и самое главное – что надо изменить перед Богом. Даже если ты умрешь, то надо постараться ведь измениться перед Богом, и тут каждая секунда дорога, каждая должна быть использована во благо, для покаяния.

А поскольку я живу уже несколько десятилетий, а все не каюсь в грехах, а, наоборот, все больше укореневаюсь в них, то нужны ситуации в моей жизни, которые ломают привычный ее ход. Поэтому хорошо, когда поставлено на паузу то, что обычно очень активно развивается в моей жизни, дергает меня, а то, что обычно стоит на паузе или даже зависает, как какая-то компьютерная программа, хорошо, если сейчас начнет активироваться.

Полезные программы – это те, которые связаны с покаянием, с исправлением своей жизни, с молитвой, с совершением добродетели, и вот они  у нас обычно зависают, потому что у нас очень много дел. Я не говорю уже, что нас тянет в какие-то откровенные безобразия, хотя и это тоже, но не все к этому сводится, а вообще – у нас очень много дел. И вот сейчас у большинства из нас становится меньше дел. А тем, у кого становится больше дел – дай им Бог сил и здоровья. Это не только медики, но и родственники заболевших, которые помогают им. В этой ситуации и у них происходит много полезного, и если не сейчас, то потом они тоже могут почувствовать, как они изменятся.

Поэтому если такое время настало, то оно настало только для того, чтобы нам помочь измениться духовно. И сегодняшний праздник о расслабленном очень нам помогает это понять.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)