Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Почему у св. Иоанна Предтечи празднуется его рождество? Особая значимость его в ряду пророков. Его крещение покаяния сохраняется в Новозаветной Церкви. Покаяние как процесс. Зачем нужна аскетика. Ветхий Завет готовит нас к принятию новозаветных таинств. Всякое наше действие должно иметь определенную цель, а отдых — определенную меру.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник в честь Рождества Иоанна Предтечи. Это один из двух самых главных праздников в честь Иоанна Предтечи, второй праздник — это день усекновения его главы. Почему Церковь так заботится о памяти Иоанна Предтечи? Если мы вспомним, почти ни у одного из святых нет праздника его рождества. Есть праздник рождества Христова, праздник Рождества Богородицы и праздник Рождества Иоанна Предтечи. А у всех остальных людей не только нет праздников их рождества, хотя бы они были и святыми, но чаще всего люди раньше и не запоминали дня своего рождения, а запоминали только день своих именин. И если мы посмотрим в Ветхом Завете, да и в Новом тоже, то там упоминания о праздновании чьего-то дня рождения связаны с людьми, чья память не во благословениих, выражаясь по-еврейски: царь Валтасар, царь Ирод. Как раз во время празднования дня рождения царя Ирода и была усечена глава Иоанна Предтечи. Но все-таки у более значимых фигур, которыми оказываются Господь Иисус Христос, Божия Матерь и Иоанн Предтеча, празднуются особо дни их рождества; об этих праздниках предрекали пророки, и о рождестве Иоанна Предтечи говорилось, что придет некий Илия, который будет подобен ветхозаветному пророку Илии, явится в последние дни и уготовит путь Мессии. И действительно, когда, как мы сейчас читали в Евангелии, архангел Гавриил благовестил Захарии о рождестве от него пророка, то сказал, что он придет “силою Илииною”, т.е. придет как Илия. И потом Сам Господь Иисус Христос сказал, что Иоанн Предтеча пришел как Илия, и называет его пророком Илией.

Что же это означает? Это означает, что пророчество Иоанна Предтечи имело некую особую значимость. Хотя он был последним из длинного ряда ветхозаветных пророков и еще относился к ветхозаветных пророкам, но он сказал и что-то особое. И это связано не только с тем, что он говорил о Мессии, потому что абсолютно все ветхозаветные пророки пророчествовали о Мессии. И даже это не связано с тем, что он был последним пророком перед Мессией и уже показал на Него рукой, когда Его крестил. Но здесь есть нечто большее. Потому что для новозаветной Церкви Иоанн Предтеча тоже значим, потому что в новозаветной Церкви крещение совершается не только духом и огнем, как об этом сказал Господь Иисус Христос, но также и водою. И вот, то, что мы через крещение водою вступаем в новозаветную Церковь, означает, что крещение покаяния, проповеданное Иоанном Предтечей, остается тоже важным, и мы не можем стать членами новозаветной Церкви, если не принимаем крещения покаяния, хотя одного лишь крещения покаяния недостаточно, чтобы быть членами новозаветной Церкви. Иными словами, Иоанн Предтеча показывает, как в нашей Церкви Нового Завета существует и продолжает действовать Ветхий Завет. Потому что не только для того, чтобы все человечество было подготовлено к принятию Нового Завета, нужно было какое-то время ему воспитываться Ветхим Заветом; это все так, но то же самое должно быть повторено и в жизни каждого человека. Потому что никто из нас не может полноценно вступить в новозаветную жизнь, если не будет подготовлен Ветхим Заветом. Именно поэтому Церковь осудила ересь тех, кто отрицал значение для христиан Ветхого Завета, — это были еретики маркиониты. Церковь их осудила окончательно еще в III веке.

Что же это означает? В каком смысле Ветхий Завет нам нужен? Прежде всего, поскольку мы грешим, мы являемся людьми ветхими, и поскольку мы грешим, мы нуждаемся в покаянии, а покаяние принадлежит еще Ветхому Завету. Это необходимое, хотя и не достаточное условие для того, чтобы нам войти в Новый Завет, и как раз это и проповедовал святой Иоанн Предтеча. И поэтому нам сейчас, для того чтобы стать членами новозаветной Церкви, нужно крещение водою, крещение покаяния. Но покаяние — это только лишь завершение длительного процесса, длительного внутренне, даже если по времени он совершается быстро. Потому что покаяние не может быть на пустом месте, к покаянию нужно себя готовить. Для того чтобы покаяться, надо видеть свои грехи и не просто их видеть и даже не просто видеть их и понимать, что это грехи, но надо хотеть исправиться и просить об этом Бога. Вот только тогда это будет покаянием. А для этого надо много чего понимать. И требуется не только такое понимание, какое бывает из книг — хотя мы, конечно, должны “поучаться в законе Божием” и узнавать из книг в том числе и о том, в чем мы должны каяться, — но требуется прежде всего особое расположение души, которого не может быть у человека, если он просто живет как все обычные люди.

Именно поэтому для христианской жизни нужна аскетика. В свое время ученики Иоанна Предтечи и ученики Иисуса Христа являли друг в отношении друга такой контраст, что окружающие спрашивали Господа, почему ученики Иоанновы постятся, а Его ученики не постятся. Но что на это ответил Иисус? Он не сказал, что поститься вообще не надо, что вся эта аскетика теперь не нужна, потому что пришел Он, — так сейчас говорят многие люди, которые считают себя последователями Христа: либо они говорят это открыто, как всякие протестантские секты, либо открыто не говорят, но по сути думают именно так, и многие христиане, считающие себя православными, на самом деле думают, что нужно просто жить своими житейскими семейными интересами, стараться никому не причинять зла, ходить в церковь, и тогда Господь их спасет. Но совершенно не это написано в Евангелии. Там Господь отвечает на вопрос о посте так: когда отнимется от них Жених, тогда ученики Его будут поститься. То есть после того как Он прекратит свое пребывание с ними на земле, они начнут поститься. Для чего? Для того чтобы Он пришел к ним уже через Евхаристию, и они облеклись силою свыше. То есть для того чтобы нам участвовать в церковных таинствах, мы должны к этому готовиться. Готовит нас к церковным таинствам, т.е. к жизни Нового Завета, Ветхий Завет. И именно это — как нас готовит Ветхий Завет — показывает Иоанн Креститель. Результатом этой подготовки должно быть наше покаяние. Но покаяние — это уже конечный результат, а для того чтобы оно было, мы должны все время вести жизнь воздержную и аскетическую. Неправильно думать, что это только для монахов, хотя, конечно, неслучайно в новозаветной Церкви существует монашества. Основы аскетической жизни существуют абсолютно для всех христиан, для всех членов Церкви Нового Завета.

И это означает, что мы должны стараться уклоняться не только от того, в чем содержится явный вред, но и от того, что нам просто не приносит пользы. Как часто мы думаем, что если в чем-то нет явного греха, то, пожалуй, мы себе это позволим. Например, мы бездумно участвуем в каких-то разговорах, в общении с какими-то людьми, смотрим какие-то передачи, выходим в интернет, не имея никакой конкретной цели. Действительно, сами по себе эти поступки могут быть и не сопряжены ни с каким конкретным грехом. Но мы должны думать все-таки каждый раз о какой-то цели. И если цели никакой нет, а тем более если цель какая-то не самая лучшая (так тоже у нас бывает), то мы не должны совершать этот поступок. Потому что такое расположение нашей души — это уже есть рассеяние, это уже есть грех, хотя мы этого и не чувствуем. То есть аскетика — это, прежде всего, постоянная собранность души, постоянное бодрствование. Мы постоянно должны смотреть, для чего мы что-то делаем. Если мы начинаем что-то делать, не имея никакой цели, которая хоть как-то вела бы к нашему спасению, мы этого делать не должны, а должны остановиться.

Конечно, мы должны в какой-то степени давать себе отдых; но, понимая, что это отдых, мы должны устанавливать ему какие-то разумные пределы. Поэтому мы должны стараться жить в покаянии. Будем стараться делать для этого все необходимое, т.е. подражать Иоанну Предтече и его ученикам, и будем стараться, чтобы и на нас исполнились слова Христа: “егда отымется от них Жених, тогда будут поститися”, — потому что если мы будем поститься, тогда Жених дастся нам опять и гораздо ближе, чем Он был к ученикам, когда просто ходил с ними по земле. Аминь.