Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Мария Египетская была великой грешницей, а стала великой святой; нельзя просто читать житие св. Марии Египетской и умиляться, надо подражать ее добродетелям; это подражание должно начаться с небольшого самопринуждения; сон надо воспринимать как потерю времени жизни и минимизировать; если мы постимся по святым отцам, мы должны чувствовать реальный голод; привыкание к посту по уставу занимает не один год; нужно принуждать себя терпеть своих ближних; маленькими шагами изменяя свою жизнь, мы и подражаем святой Марии Египетской.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Марии Египетской. Житие Марии Египетской многим известно, а если кому неизвестно, то надо прочитать хотя бы в интернете, набрав ее имя в поисковике. Напомню только самую суть: она была великой блудницей и грешницей, а когда покаялась, то решила до конца своей жизни, которой оставалось еще много, искупить свои грехи подвижничеством в пустыне. Она это все сделала по указанию Матери Божией. Таким образом, она из величайшей грешницы стала величайшей святой. Вот такое ее житие, но для чего оно нам предлагается сейчас, в дни Великого поста?

Для того, чтобы никто из нас не смущался своими грехами, чтобы мы понимали, что, какие бы у нас ни были грехи, прощение Божие все равно больше, и если мы только захотим покаяться, то абсолютно все наши грехи будут прощены. До этого места мы обычно хорошо понимаем, для чего нам предложено воспоминание подвига Марии Египетской. Но дальше почему-то очень многие православные христиане не идут, забывают, к сожалению. Понимание есть, а вот забывают очень часто. Ведь не только об этом говорит нам житие и богослужение сегодняшнего дня. Оно говорит нам еще и о том, что надо делать, чтобы было прощение наших грехов.

Мы все знаем, что прощение может быть. Это верно, такова воля и милость Божья – прощение может быть получено. А вот чтоб оно действительно было получено и не просто кем-то, а конкретно нами, надо все-таки что-то делать. Об этом говорит нам и сегодняшнее житие: надо себя принуждать, нужно подвижничество. Если мы будем просто читать и умиляться тем, какой хороший Бог, и какая хорошая Мария Египетская, и какое у нас хорошее христианство, то это нас не приблизит к Богу. Скорее, отдалит. Что же нам тогда нужно делать? Нам надо, как ни странно покажется, подражать Марии Египетской, не только ее внутреннему покаянию, но и ее делам, ее добродетели. Тогда возникает другой вопрос: как же можно подражать таким великим добродетелям, когда подавляющее большинство людей не только нашего времени, но и ее современников, просто умерли бы в таких условиях, в каких она провела много лет?

Большинство православных христиан, отвечая на этот вопрос, стремится просто вздохнуть о своих немощах и жить так, как они жили раньше. Где нам до Марии Египетской? Мы можем просто восторгаться ее подвигами, молиться ей, чтобы она помогала нам непонятно в чем. На этом наше христианство заканчивается, мы продолжаем жить, как жили. Но смысл богослужения совсем другой, и Церковь учит совершенно другому: она указывает нам, как подражать этим великим подвигам. Да, в полной мере повторить эти грехи и подвиги мы не можем, но это не означает, что мы вообще никак не можем им подражать. Мы даже обязаны им подражать, но в той мере, в которой мы можем. У каждого человека в течение жизни эта мера меняется, и если он над собой работает, то меняется только в одну сторону – в большую.

С чего же мы можем начать прямо сейчас? Начинать надо с небольшого самопринуждения, которое необходимо нам, чтобы быть чуть более христианами, чем мы сейчас есть. Например, нам нужно самопринуждение утром, чтобы вместо того, чтобы отоспаться в выходной день, пойти в церковь. Для этого вообще нужно поменьше спать, меньше считать сон отдыхом, а смотреть на сон, как на потерю времени жизни. При таком отношении ко сну уже не захочется спать лишнего. Но смотреть надо даже не столько на сон, а на то, что ты делаешь после пробуждения, и стараться настраиваться на эти дела еще до того, как засыпаешь. Тогда сон станет только вынужденным перерывом, который будет минимизироваться. Тогда и пойти на службу будет хотеться, а если уж не будет, то станет понятно, как себя принуждать даже в случае очень сильного недосыпания. Обычно оно у нас не такое сильное, а просто нам хочется поспать. Бывает, что стоит выбор: пойти на службу или поехать за город, тем более, если в прошлое воскресенье ходили. Надо стараться выбрать службу, а для отдыха за городом время тоже останется, не обязательно на это тратить воскресные дни.

Надо сказать и про пост. Поститься надо не по Лескову, а по святым отцам и церковному уставу. Лесков, Шмелев и другие писатели описывали русскую жизнь, и как вкусно можно было поесть. Многие считают, и совершенно справедливо, хотя о вкусах спорить не надо, что постная пища еще и лучше, чем непостная. Польза ее несомненна, но для многих она еще и вкуснее, особенно если к ней привыкнуть. Получается, что пост – это время, когда можно вкусно и хорошо поесть. Да, это так, и если мы будем поститься правильно, то уж точно нам еда будет казаться вкусной, потому что мы будем мало есть. Пост – это время, когда мы должны хоть немного голодать: правильно поститься можно только так, чтобы реально чувствовать голод.

Церковный устав предписывает небольшой, вполне умеренный голод для здорового и привычного к пощению человека. Тому, кто непривычен, надо привыкать, а это занимает не один год. Поститься тогда надо не по церковному уставу, но тоже серьезно. Например, если кто-то не постился вообще, целесообразно начать с того, чтобы отказаться от мясного и молочного, но есть рыбу, только не часто. Кто привык к такому посту вполне, тот может с пользой для себя поститься без рыбы. Кто и к этому привык – полезно поститься без вина и елея, то есть пища может быть вареной, но без растительного масла. Но чтобы поститься в Великий пост по уставу, надо обходиться без вареной пищи, кроме субботы и воскресенья, когда разрешение есть на вино и елей. Тогда получается, что ешь меньше, потому что всухомятку меньше влезает. А это именно то, что нужно для правильного поста.

Это и есть те мелкие подвижки, в которых мы подражаем Марии Египетской. Хорошо еще пару раз в неделю до вечера ничего вообще не есть. Благодаря литургиям преждеосвященных даров это легче делать. Все это хорошо и полезно.

Также себя надо принуждать к разным неприятным делам. Неприятные дела у нас у всех бывают по работе, по семейным обязанностям. Неприятные дела – это терпеть своих ближних, потому что если наши ближние сами по себе приятные, то все равно в них много неприятного почему-то. Вот очень хорошо для нас их терпеть. Надо понимать, что наибольшую пользу они приносят не тогда, когда тебе хочется их поблагодарить, а когда хочется дать им по голове. Именно в такие моменты ты можешь лучше разобраться в том, что ты на самом деле из себя представляешь, посмотреть на дно своей души, чтобы увидеть там не ровную и зеркальную поверхность, а муть, которая к тому же еще и быстро поднимается. Тогда становится понятным, что нам есть, над чем работать, и что мы не зря еще живем, и лучше нам пожить, чтобы как-то над собой еще поработать.

Если мы будем делать такие постоянные маленькие-маленькие шаги, то мы будем меняться к лучшему реально, и будем реально подражать Марии Египетской и всем вообще от века бывшим святым отцам и подвижникам. Тогда мы будем действительно получать прощение нашим прегрешениям. Не только сможем получить, а будем его реально получать. Постараемся именно такие уроки извлекать из сегодняшнего богослужения и жития Марии Египетской.

Аминь.