Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

40 мучеников — образец всех вообще мучеников. Никогда не надо слушаться помысла, что жизнь нестерпима и что нужно немножко отступить от христианства, и тогда “будет хорошо”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память 40 мучеников, которые мучились в Севастийском озере. И хотя они не были первыми из христианских мучеников, потому что первые мученики пострадали еще в Ветхом Завете, еще до Христа (это, прежде всего, мученики Маккавейские), но они стали образцом для всех последующих мучеников, и потому в числе мучеников эти 40 мучеников, пострадавшие в начале IV века, всегда поминаются на одном из первых мест или даже на самом первом месте. Поэтому в честь них установлен такой большой праздник, который всегда приходится на Великий пост, и среди поста этот праздник является таким как бы светлым днем. И в этот день мы, глядя на пример святых мучеников Севастийских, должны все время вспоминать о том, о чем нам напоминает богослужение сегодняшнего дня — о некоторых особенностях духовной жизни, которые всецело проявились в их житии.

Когда они стояли в озере, им на берегу растопили баню и сказали, что кто только отречется от Христа, тот сразу может придти и погреться. Но в действительности что получилось? — Нашелся среди них один человек, который отрекся от Христа, но в бане он немедленно умер, а зато один из воинов, который сторожил мучеников, встал на его место. И потому в богослужении сегодняшнего дня говорится, что мы должны кратко потерпеть в этой жизни, говорится от лица мучеников применительно к их ситуации, когда им приходилось терпеть муки. Нам никаких таких мук терпеть не приходится, но мы все равно ропщем, поэтому с еще большим основанием мы можем приложить к себе эти слова — что надо немножко потерпеть в этой жизни и не поддаваться такому желанию, что вот, я сейчас сделаю что-нибудь нехристианское, и мне сразу станет хорошо. Потому что человек, который прельстился баней и вышел из озера, руководствовался той же мыслью, которой очень часто руководствуемся мы все, к сожалению, просто у него были несколько более экстремальные обстоятельства, чем у нас. А мысль такая: “Сейчас я все-таки немного отступлю от христианства, и мне будет хорошо”. Это обман. Хорошо не будет. Либо вообще не будет хорошо, как в данном случае, либо будет такая кажущаяся радость, которая потом обернется чем-то гораздо худшим. Хорошо по-любому не будет, и потому ни в коем случае не надо слушаться таких вот помыслов. Чтобы таких помыслов не было, это не в нашей власти; они обязательно будут, потому что бесы на то и существуют, чтобы нашептывать нам подобные вещи; но наше дело — их не слушаться. В том, что нам приходят такие мысли, мы не виноваты, это еще не грех, а бесовское искушение, и с нас он не взыщется, если мы будем эти мысли сразу отвергать. Если же мы их принимаем, то это уже наш грех. Поэтому мы никогда не должны верить голосам, которые нам нашептывают, что надо немножко как-то вот сейчас, когда совсем невыносимо жить по-христиански, в чем-то отступить.

Я напоминаю, что речь идет не о том, чтобы ослабить какие-то нормы христианской жизни, а о том, чтобы сделать что-то совсем нехристианское. Потому что одно дело — не в полноте исполнять заповеди, хотя и стараться их исполнять, кто как может; а другое дело — отречься от Христа, сделав что-то явно противное Ему, как сделал тот воин, побежавший в баню. Мы не должны отрекаться от Христа. Относительно тех или иных послаблений себе — это вопрос другой; а вот отрицаться от христианского образа жизни мы ни в коем случае не должны. И в то же время мы должны понимать, что нестерпимые муки, которые, как нам кажется, мы переносим, это все ерунда, потому что либо мы сейчас умрем, и тогда они для нас закончатся, причем наилучшим образом; если же мы от них не умрем, значит, не такие уж они и нестерпимые. И поэтому все равно это все каким-то образом закончится. И поэтому когда мы сами себе говорим, что всё, вот это уже нестерпимо, то мы сами себя обманываем. Потому что если мы имеем силы себе это сказать, значит, это еще все терпимо. Когда станет по-настоящему нестерпимо, мы умрем, и проблемы решатся. Поэтому можно сказать, что в христианской жизни все просто. Да подаст нам Господь оказаться с мучениками если не на этом свете, то, по крайней мере, на том. Аминь.