Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История о том, как ученики не смогли изгнать беса. Какие пост и молитву, отсутствовавшие у учеников, имел в виду Господь? — Непрестанную внутреннюю молитву и непрестанный пост не как воздержание от еды, а как воздержание всех наших чувств от всего неполезного для души. Стяжать их можно через постоянную память Божию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как Господь исцелил бесноватого мальчика, который был лунатиком, потому что на новомесячия он выходил, не понимая сам, куда шел, и много раз попадал во всякие опасные для жизни ситуации, и его отец для исцеления сына пришел сначала к ученикам Христовым, чтобы они изгнали беса, а они не смогли, и тогда Господь его Сам изгнал. И потом ученики спросили Его, почему они не смогли изгнать. Действительно, это странно — ведь Господь Сам дал им власть изгонять бесов, когда посылал их проповедовать. Но, может быть, этот человек подошел к ним до того, как они были посланы; но все-таки почему же они не смогли изгнать беса? Господь им не сказал, правда, прямо, почему они не смогли, но можно было это понять из Его ответа.

Что должно было быть у них, чтобы они могли изгнать беса? Господь сказал: “Сей род ничимже изгоняется, токмо молитвою и постом”.

И вот здесь возникает вопрос: неужели ученики не молились? Понятно, что они молились и над этим больным мальчиком (потому что как вообще можно кого-то было пытаться исцелить, не молясь?), и вообще в своей жизни тоже молились, иначе они не были бы учениками вообще какого бы то ни было религиозного учителя. А что касается поста, тот здесь, конечно, можно сказать, что они не постились, — мы можем вспомнить, что в Евангелии описано, как некий человек спросил у Христа: “Почему ученики Иоанна Крестителя постятся, а Твои ученики не постятся?” Но Христос ведь ответил ему не так, что они не постятся, потому что разгильдяи, а сказал, что они не постятся, пока с ними Жених, а когда Жених от них отнимется, тогда они будут поститься. Однако, сегодняшнее событие произошло до того, как Жених отнялся, но почему-то им, можно сказать, поставлено в упрек, что они не постились. И вот, очевидно, что и то, и другое противоречие — и относительно молитвы, и относительно поста — ставит вопрос о том, что в Евангелии нужно понимать смысл слов, а не просто прислушиваться к их звучанию. Потому что слова там порой означают разное. Значит, надо было ученикам молиться как-то не так, как они молились, и поститься не так, как они начали поститься после отнятия Жениха.

Здесь, конечно, речь идет о том, что должно совершаться нами постоянно. Потому что брань с бесами происходит постоянно. Господь говорит не то, что пост и молитва нужны для того, чтобы исцелить какого-то конкретного человека, а то, что победить в брани с бесами невозможно без молитвы и поста. Но брань с бесами у каждого человека происходит постоянно, даже тогда, когда он никого не собирается исцелять, потому что это вещь необходимая. И если переставать делать то, что необходимо делать для победы в этой брани, то это все равно что отдать себя полностью во власть бесов. Вот почему нужны в том смысле, в каком говорит Господь, молитва и пост. В каком же это смысле?

Очевидно, что это не просто молитва, которая совершается по временам, какие-то, как мы бы сейчас сказали, правила и богослужения, которые, безусловно, совершали и ученики. Этого недостаточно. В то же время это и не тот пост, который мы накладываем на себя по временам, потому что тогда нельзя было бы их упрекать в его отсутствии, поскольку Господь Сам сказал, что поститься им пока не нужно. Значит, речь идет о каком-то постоянно совершаемом посте и о постоянно совершаемой молитве. Что касается постоянной молитвы, то это должно быть нам понятно, потому что мы должны тут вспоминать апостола Павла, который это прямо объясняет, говоря: “Непрестанно молитеся”, — но не говорит постоянно находиться в церкви за богослужением или постоянно совершать какие-то молитвенные правила, хотя это все и необходимо время от времени. Апостол говорит, что молиться надо постоянно, и мы знаем, потому что очень многие святые отцы объяснили нам это своими писаниями и жизнью, что речь идет о молитве внутренней, о молитве умной, которую все мы должны стараться стяжать, должны все время стараться держать память Божию и иметь внутреннюю молитву.

А что же такое непрестанный пост, который мы должны совершать? Вот здесь мы тоже должны обратиться к святоотеческому учению, которое все, собственно, является толкованием на Евангелие. Потому что говорится, например, в одной из стихир в начале Великого Поста, а эта стихира, в свою очередь, является дословной цитатой из слова святого Василия Великого: “Пост не ошаяние точию брашен”, — т.е. пост это не только отказ от еды. Потому что, действительно, постоянного отказа от еды у нас быть не может, ни относительного, ни абсолютного, поскольку если мы ничего вообще есть не будем, то умрем; и очевидно, что не в этом состоит непрестанный пост. И относительное воздержание — отказ от каких-то определенных видов еды — тоже важно не само по себе, а как средство приучить нас к тому, что и является по существу постом — к воздержанию всех наших чувств, точнее, к управлению всеми нашими чувствами, чтобы они служили только тому, что полезно для нашей души, и не служили ничему остальному. Конечно, само собой, это воздержание от всяких грехов; но, собственно говоря, пост не есть воздержание просто от грехов, а прежде всего это воздержание от всего, что не является для нас полезным. Потому что на самом деле все, что не является для нас полезным, является для нас, скорее, вредным, и если мы не будем воздерживаться от этого, то в той или иной степени будем впадать в грехи.

И поэтому нужны именно внимание и сосредоточенность, тем более что и молитвы без этого быть не может. Внимание и сосредоточенность на “едином на потребу”. То есть мы должны стараться все время иметь память Божию, которая сама будет нашей молитвой, потому что элементарная форма молитвы это и есть просто память Божия, как учат святые отцы. И она же будет нашим постом, потому что, имея память Божию, мы не можем иметь того, что с ней несовместимо, и даже того, что с ней, может быть, в принципе и совместимо, но в данный момент нам не нужно. Понятно, что, например, мы должны думать о какой-то работе, и это совместимо с памятью Божией, но мы не должны думать об этом постоянно и круглосуточно, потому что когда мы начинаем постоянно думать о работе, то это является признаком того, что нами овладевают какие-то страсти. Потому что если мы давно уже продумали то, что на данном этапе должны были продумать, но продолжаем снова и снова навязчиво к этому возвращаться, то это ни в коем случае не является полезным мыслительным процессом, а является с точки зрения духовной процессом страстным, признаком рассеяния и грехом. И вот, память Божия должна нам обеспечить постоянные и пост, и молитву. Аминь.