Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память воскрешения Лазаря. Конечно, это чудо уверяет не только Воскресение Христово, но и наше общее воскресение, которое еще не произошло. Прежде всего, богослужение обращает наше внимание на это. Но можно и на другое внимание обратить.

А именно, на то, что только Евангелие от Иоанна рассказывает и об этом чуде, и о самом Лазаре, и о его сестрах Марии и Марфе.

О чем это говорит? О том, что Иисус общался с людьми, которые в своей жизни не очень пересекались. Даже ближайшие к Нему люди, — а несомненно, что Марфа, Мария и Лазарь были ближайшими Ему людьми, а с другой стороны и апостолы Петр, Иаков и Иоанн, и другие  апостолы тоже были к Нему ближайшие люди – и все они были между собой не очень близки.

И если научными средствами дальше пытаться разбираться в текстах Евангелий, особенно в том, в чем Евангелие от Иоанна отличается от остальных, то видно, что там совершенно разные точки зрения на общину, на жизнь Иисуса, хотя все это происходит в первые десятилетия после того, как произошли Евангельские события.

Еще мы видим, что двенадцать апостолов образуют очень жесткую иерархию. Сейчас даже не понимают, насколько жесткую, и склонны эту жесткость преуменьшать. Но мы видим, что и Ветхозаветная Церковь была организованна очень жестко иерархически, в том числе та ее секта, в которую пришел Иисус, и раннехристианская община такая же – структура двенадцати относится к этому.

Но Лазарь, Мария и Марфа никак не относились к этим структурам, и они, тем не менее, оказывались ближе, чем многие из тех, кто относились. В этом тоже особенность раннехристианской общины. С одной стороны, да, все это важно, чтобы была иерархия, чтобы была очень жесткая субординация, и кто-то кому-то мог что-то говорить, а все остальные не могли.

И,  в тоже время, есть другие отношения внутри общины, которые важнее, чем эта субординация, и первенствует по отношению к ней. Так же потом и в христианской Церкви будет: с одной стороны — иерархическая организация, дисциплина, власть, а с другой стороны, причем самой главной стороны, – реальный духовный авторитет людей совершенно независимо от того, какое место в иерархии они занимают, может быть и никакого, если не считать, что мирянин или монах простой – это тоже место в иерархии.

Все зависит только от их личной святости. А если говорить более широко, то в зависимости от их заслуженного духовного авторитета среди других членов общины, – и это важнее. Поэтому в христианской Церкви с одной стороны иерархия, а с другой стороны монашество. И монашество не только тех людей, которые принимали постриг, а и тех, кто принимал постриг внутреннего человека, что является единственно важным, – тех, кто стремится к апостольской и святой жизни.

Все это при внимательном чтении, даже средне внимательном, открывается нам из Евангелия, и особенно в тех историях, которые связаны с Лазарем, Марией и Марфой. И если Евангелие от Иоанна написано неважно кем, но со слов очевидцев, то среди этих очевидцев важнейшую роль играли эти трое – Лазарь и его сестры.

Поэтому, конечно, будем обращать наше внимание на самое главное, на чудо, на воскресение Христово, на уверение общего воскресения, но не будем пренебрегать и остальным, потому что это тоже очень много нам говорит и о Иисусе, и о тогдашних христианах, о том, как вообще устроена Церковь, в том числе и сегодня.

Аминь.