Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Благовещение как часть Рождества Христова. Воплощение Христа должно совершиться и в нас; как это может быть. Что такое надежда спасения? Бог хочет, чтобы мы избавились от всех грехов. По естеству мы безгрешны. Грехи от привычки — “второй натуры”. Надо верить, что Господь подаст нам силы к избавлению от грехов, если мы будем со своей стороны прилагать усилия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Благовещения, который, можно сказать, является частью не столько Богородичных праздников, сколько праздника Рождества Христова. Потому что дата Благовещения — 25 марта, сегодняшний день — это дата, которая ровно на девять месяцев опережает дату Рождества Христова 25 декабря. То есть эта связь совершенно очевидна. И раньше, чем появилось в Церкви особое празднование Благовещения, уже в празднике Рождества Христова, который появился в IV веке, была эта тема Благовещения. И вот, в частности, святой Григорий Богослов, который проповедовал на нововведенный тогда — собственно, он и пытался его ввести в Константинополе — праздник Рождества Христова, говорит: “Девы, девствуйте, да Христу будете матери!” Что это означает? Это означает, что Рождество Христово должно совершиться в каждом из нас. Конечно, это относится не только к девам в смысле особ женского пола, а и ко всем вообще православным христианам.

И в том единственном и исключительном смысле, в котором Сын Божий воплотился, конечно, Рождество Христово не должно совершиться в каждом из нас, потому что это событие исключительное и одноразовое, и больше и не нужно, чтобы оно происходило; но в то же время мы можем стать участниками в этом единственном, исключительном и одноразовом событии — так же, как мы становимся участниками Евхаристии, которая тоже совершена только один раз и раз и навсегда. Никакого повторения Евхаристии в литургии не происходит, и тем более не происходит никакого ее символического изображения, как в театре; то и другое мнение является ересью, осужденной Церковью. И вот, в том, что произошло со Христом единственный раз — и этого более чем достаточно раз и навсегда, и повторять это никогда не нужно, потому что достаточно, чтобы это совершилось один раз; и тем более бессмысленно это как-то изображать символами, когда это по-настоящему не происходит, — в эти события мы входим. И так же мы должны войти в события Рождества Христова, то есть через события Благовещения. Поэтому праздник Благовещения имеет не только свое историческое догматическое значение, которое мы все как-то более или менее представляем, но также он имеет значение в жизни каждого из нас. Потому что мы должны участвовать в воплощении Христовом. Если мы не будем в нем участвовать, то тогда оно совершилось не для нас, мы никакого толку от него не получаем и погибаем — но не потому, что Господь не захотел нас спасти, а потому что мы сами не захотели спастись.

Как же мы можем участвовать в воплощении Христовом? Мы понимаем, что в Рождестве Христовом надо участвовать через принятие Тела Христова, через причащение Святых Христовых Таин. Это, безусловно, так. Но как мы можем причащаться Святых Христовых Таин? Конечно, только в том случае, если мы ходим в Истинную Церковь, где не просто совершаются внешне, пусть даже и правильно, христианские обряды, но где, прежде всего, хранится православная вера, где епископы, прежде всего, не отступают от установлений православной веры. Поэтому если мы причащаемся у экуменистов, например, в Московской патриархии или в других подобных церквах, то, конечно, никакого смысла это не имеет, потому что Евхаристия там не совершается. Но если мы причащаемся там, где совершается Евхаристия, в Истинной Церкви, то еще неизвестно, имеет ли это смысл для нас, потому что, как мы все понимаем, причаститься можно и во осуждение, и во осуждение можно причаститься именно там и только там, где есть истинное причастие, истинные Тело и Кровь Христовы. Поэтому мы должны думать о том, чтобы нам причаститься не во осуждение, а с надеждой спасения.

А что такое надежда спасения? Когда мы начинаем говорить о том, что мы надеемся спастись, нам почему-то очень легко это представить. Но когда мы начинаем касаться чего-то конкретного в нашей жизни, то представить это становится очень трудно. Мы очень хорошо видим, как мы все время совершаем одни и те же грехи и не избавляемся от них; теоретически мы представляем, что эти грехи действительно ведут в ад; но мы почему-то забываем о простом выводе — что, может быть, нам, для того чтобы оказаться в аду, не надо даже ничего такого особенного делать, а той жизни, которую мы ведем сейчас, как раз уже совершенно достаточно для того, чтобы попасть в ад, потому что у нас хватает для этого грехов. Либо мы о каких-то из них не думаем и потому на исповеди даже и не упоминаем, не потому, что врем, а потому что их не замечаем; либо это грехи, в которых мы каемся все время, от исповеди к исповеди, но реально и не думаем исправляться. А почему мы не думаем исправляться? Потому что мы уже многими годами научены, что мы все время в этих грехах находимся, что иначе и быть не может. И вот, как раз тому, чтобы в этом нам исправиться, нас научает праздник Благовещения. Потому что долгими годами не только будущая Богородица, но вообще весь род человеческий был убежден, что не бывает так, чтобы дева родила без мужа, и тем более не бывает так, чтобы Бог родился человеком, и поэтому Дева Мария и спрашивает у Архангела, как это может быть. И тот не объясняет ей, как это может быть, потому что он сам этого не знает, а говорит простую вещь, которую мы все должны знать и которую знала Она, и потому для нее это было убедительно, и Она поверила благовещению. Суть этого ответа заключается в том, что, как выражает его церковное песнопение, перефразируя, разумеется, “Бог идеже хощет, побеждается естества чин”. То есть там, где есть воля Божия, побеждается устав естества.

Что касается нашей собственной жизни, то мы должны быть уверены, что всегда есть воля Божия на то, чтобы нам избавиться абсолютно от всех грехов. Потому что нет такого греха, в котором мы пребываем по воле Божией. То есть то, что есть воля Божия нам исправиться, в этом не должно быть никакого сомнения. Но если мы не ошибаемся, и действительно нам в чем-то препятствует естество, то могло бы измениться это естество силою Божией. Но только на самом деле мы должны понимать, что не бывает такого — никакая греховная привычка не утверждается в нас законом естества, потому что по естеству мы все благи, мы все созданы Богом безгрешными по естеству. И мысль о том, что грех входит в естество, хотя и получила распространение на Западе, а под западным влиянием в России, является неправильной и даже, прямо сказать, еретической. По естеству никто из нас не грешен. А если кто-то из нас как-то грешен, то это вовсе не по естеству, а точнее сказать, это по второму естеству, которое иначе называется привычкой, как говорит еще античная пословица: “Привычка — вторая натура”. Натура это и значит естество. Вот по первому естеству, которое есть действительно наша натура, данная нам Богом, все мы безгрешны уже сейчас; самые худшие грешники тоже в этом смысле безгрешны. И поэтому даже не нужно, чтобы “пременялся естества чин”, не нужно, чтобы он менялся. Нам нужно гораздо меньше — чтобы он всего лишь осуществлялся в нас. Потому что и так своими грехами мы меняем естества чин, только не в лучшую сторону, а в худшую, потому что любой грех является делом противоестественным. Поэтому можем ли мы сомневаться в том, что будет воля Божия на то, чтобы подать нам силы для исправления естества чина, чтобы привести его в его собственный чин, что и есть безгрешная жизнь? Безгрешная жизнь это ведь даже не обожение, это не жизнь Бога, а просто жизнь творения Божия в том виде, в каком его Господь запланировал. Потому что и Адам в раю, хотя и не был создан Богом, потому что Бога создать нельзя, но он был создан безгрешным и некоторое время таковым и пребывал.

И вот к этому мы и должны придти. Мы не должны смущаться вещами гораздо меньшими, чем те, которыми все-таки не стала, хотя и после некоторых колебаний, смущаться Богородица при благовещении. Мы должны понимать и верить, что Господь действительно избавит нас от грехов — при условии нашего собственного желания. И наше собственное желание, конечно, должно проявиться не в каком-то мимолетном настроении, а в том, чтобы мы систематически и упорно вели эту с виду бесполезную борьбу против наших грехов. Поэтому надо понимать, что либо мы безбожники, и тогда нечего прикидываться христианами и вообще, может быть, стоит остаток нашей жизни посвятить разным удовольствиям и развлечениям, которым мы верим больше, и не нужно тогда и в церковь ходить, — либо мы все-таки будем христианами, и тогда мы будем гнать от себя всякие мысли неверия, не думать, что мы не можем выбиться из каких-то дурных привычек, а систематически против них подвизаться, и Господь силы к исправлению нам непременно подаст, даже если наши привычки очень застарели. Аминь.