Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пасха – это день, когда, согласно представлению очень многих святых отцов, совершится Второе пришествие; судя по всему, исторически Тайная Вечеря произошла не в Великий Четверг, а во Вторник; притча о десяти девах в церковном предании существует сразу в двух вариантах; “бдите убо — то есть бодрствуйте, — потому что вы не знаете, в какой час Сын Человеческий приидет”, — такой вывод Христос в Евангелии делает из этой притчи; мы должны ожидать пришествие Христово всегда, Он все время медлит, а мы всегда должны Его ждать — в этом и заключается наша мудрость как христиан; если мы в Церкви, то мы все время находимся в ситуации Второго пришествия; мы должны жить с памятью Божьей в течение дня, тогда она не прекратится и во сне; не может быть такого, что с Богом мы были беспомощны, с Ним не может быть повода для отчаяния.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий Вторник, Церковь совершает вспоминание, как делалось это издревле, Второго пришествия Христова и Страшного Суда. Это воспоминание совершается также еще и на Масленицу. Но сегодня воспоминание Второго пришествия пасхальное, потому что Пасха – это день, когда, пусть и не по абсолютно единогласному и достоверному учению, но согласно представлению очень многих святых отцов, совершится Второе пришествие. Поэтому в само празднование Пасхи входит особое воспоминание Второго пришествия. Оно особенно относится именно ко Вторнику, потому что, судя по всему, исторически Тайная Вечеря произошла не в Великий Четверг, а во Вторник. В древнем богослужении именно во вторник сохраняли все воспоминания, связанные с Тайной Вечерей, и вот от них у нас до сих пор остался обычай совершать также и воспоминание Второго пришествия. Почему же это именно так?

Потому что после Тайной Вечери Христос пошел с учениками на гору Елеонскую, где произнес длинную речь о том, что будет в конце света. Вот эта речь сегодня и должна читаться. Но сегодня мы читали только вторую ее половину — и то это было очень длинно, — потому что в нашем византийском обряде для того, чтобы лучше усваивалось, первая половина перенесена на день раньше, мы читали ее вчера.

А сегодня мы читали окончание этой речи и слышали сразу несколько притч, очень известных, которые в другое время читаются отдельно, — о том, как будет совершаться Страшный Суд, что делать, когда придет Христос, когда будет Второе пришествие. Из многих этих притч я вспомню одну, которая считается самой главной из сегодняшнего чтения. Если уж приходится выбирать, хотя это трудно, то богослужение наше подсказывает сегодня выбор в качестве главной именно этой притчи. Это притча о десяти девах.

Притча эта в церковном предании существует сразу в двух вариантах. Один – это тот, который изложен в Евангелии. Его мы сегодня и читали, он, разумеется, также вошел и в гимнографию церковную. А другой, не вошедший в Евангелие, вошел в некоторые святоотеческие писания, и тоже вошел в гимны и песнопения. Какие же отличия в двух вариантах одной и той же притчи?

В тексте, который мы сегодня читали в Евангелии, мудрые девы и юродивые одинаково спали, потому что общий сон символизирует, согласно этому варианту притчи, общую смерть. Дальше приходит Жених – всеобщее воскрешение и Суд, — и кто с чем оказывается на этом Суде: тот, кто с елеем, то есть с делами милости, тот бывает оправдан, но не просто с делами милости, но и с благодатью Святаго Духа, потому что иначе это не милостыня. Кто же останется без елея, и тщетно будет хотеть достать его хоть где-нибудь, но уже нигде не сможет, — тот окажется вне чертога Христова, то есть вне Царствия Небесного. Это та притча, которая написана в Евангелии. Но там отражена и другая, потому что после того, как там рассказана эта история, Христос делает вывод в одном предложении: бдите убо — то есть бодрствуйте, — потому что вы не знаете, в какой час Сын Человеческий приидет.

Но бодрствование не является добродетелью ни одной из этих дев, потому что спали все. Эти слова относятся к другому варианту притчи о десяти девах.

В другом варианте этой притчи юродивые спали, потому что они отвлеклись, расслабились и рассеялись, а другие проявили свою мудрость, и именно поэтому они мудрые, — не спали, а ждали Жениха, независимо от того, что Он медлил, и можно было развлечься, отвлечься и заснуть.

Вот мудрые девы ждали и дождались. Собственно, к этому варианту, видимо, и относится концовка притчи, которая осталась в Евангелии. К этой же истории относятся и многие песнопения сегодняшнего дня и других богослужебных дней. В Великом Покаянном каноне Андрея Критского тоже есть ссылка к этому варианту притчи. О чем же говорят нам девы из этого варианта притчи?

О том, что мы должны ожидать пришествие Христово всегда. Он все время медлит, а мы всегда должны Его ждать. Именно в этом проявляется та мудрость, которая у нас должна быть как у христиан.

Можно об этом сказать еще более понятно с точки зрения догматической. Что такое Второе пришествие, когда мы ждем Жениха во Втором пришествии? Это Второе пришествие для тех, кто живет на земле.

Господь отлучился от земли в Своем Вознесении, но обещал вернуться. Для Тела Христова – для Церкви – не может быть никакого отшествия, потому что абсурдно думать, что Христос вышел из Своего Тела. Он ведь не развоплощался и не может развоплотиться. Значит, Тело Христово всегда содержит в себе Христа, никакого отшествия после первого пришествия быть уже не могло, а, значит, по отношению к Церкви не может быть Второго пришествия.

Если мы в Церкви, то мы все время находимся в ситуации Второго пришествия, но совпадающего с Первым и единственным. Мы все время должны бодрствовать, потому что Жених уже пришел, а если мы хотим этого не замечать, то мы, конечно, засыпаем и, с точки зрения духовной, уподобляемся девам буим, то есть глупым.

Что же такое бодрствовать непрестанно? Естественно, речь не идет о том, чтобы совсем не спать, потому что святые подвижники, которые спали очень мало, все-таки хоть сколько-то, но спали. Значит, речь должна идти о чем-то другом. О чем же?

О том, что даже если мы спим, с нами должно совершаться то, о чем говорится в Песне Песней, как ее толкуют святые отцы: “Я сплю, а сердце мое бодрствует” — “Аз сплю, а сердце мое бдит”. Если мы живем с памятью Божьей в течение дня, то когда мы спим, то память Божья не прекращается. Поэтому даже и во сне мы оказываемся с Богом, и если искушение бывает во сне, то можно не просыпаясь прямо во сне и помолиться. Многие, наверное, это испытывали в своей жизни.

Надо стараться, чтобы так было не иногда, а всегда, всегда иметь память Божью. То есть стараться молиться всегда, а не только тогда, когда мы приходим в Церковь, не только тогда, когда мы дома читаем какие-то специальные молитвы, но постоянно иметь память Божию. Элементарная форма молитвы – все время помнить, что мы рядом с Богом.

С одной стороны, эта память удерживает нас от разных поступков, которые мы стали бы делать только в уверенности, что нас никто не видит, а с другой стороны, она избавляет нас от чувства отчаяния, от беспомощности. Потому что не может быть такого, что с Богом мы беспомощны, не может быть повода для отчаяния. Поэтому с одной стороны память Божья усложняет жизнь, лишает свободы в некотором смысле, а с другой стороны – упрощает.

Но наша задача не в том, чтобы нашу жизнь упростить или усложнить. Наша задача в том, чтобы спастись, чтобы наша жизнь привела к своей цели, которая исключительно загробная. Цель – жизнь вечная. Для этого что-то придется упростить, что-то усложнить – главное, чтобы это все служило своей цели.

Поэтому будем уподобляться девам бодрствующим, имеющим елей милости и благодати Святаго Духа.

Аминь.