Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня мы ночью встретили Воскресшего Христа! И хорошо выходить Христу на встречу тогда, когда Он Воскрес, то есть ночью, вместо того, чтобы спать. Хорошо уподобляться тем мудрым девам, которые не спали, — а я напоминаю, что есть и такой вариант этой притчи, и который есть в нашем богослужении, но нет в Евангелии, где мудрые отличались от юродивых тем, что они не спали.
И вот оне бодрствовали, когда пришел Жених, поэтому и мы сегодня бодрствовали, а ранние христиане бодрствовали каждое воскресение и так вот встречали Христа. Поэтому мы сегодня совершили литургию как раз тогда, когда Христос Воскрес.
Конечно, можно сказать: «А зачем служить ночью? Разве не говорит Давид в псалме: «Твой есть день и твоя есть нощь». То есть все время – Божие время, и всегда можно служить и молиться. С этим никто не спорит – всегда можно молиться, во-первых. Во-вторых, нужно. Есть просто некая особая торжественность и особая радость в том, чтобы вместо того, чтобы ночью спать, бодрствовать ночью и молиться.
Этим мы уподобляемся, если все хорошо, ангелам, которые не спят и бодрствуют, и несут стражу над миром, которому они приставлены и сами всегда пребывают в присутствии Божием. А если все не очень хорошо, то уподобляемся бесам, которые, надо сказать, тоже бодрствуют, потому что у них такая же ангельская природа, но занимаются они чем-то не тем, чем должны заниматься мы.
Конечно, в наших занятиях получается по-разному. Иногда мы занимаемся чем-то более сходным с ангелами, а иногда и нет. Но, конечно, когда мы ночью собираемся на молитву, а не бодрствуем за компьютером, например, тупо в сети или у телевизора, то это уже лучше. И даже те, кто потом днем будут спать долго — а кто коротко будут спать, так вообще ничего страшного, — может быть, им и лучше спать, ведь что бы мы такое делали днем в праздник? Неужели что-то полезное по работе? Как правило — нет, как правило, занимались бы всякими глупостями, гостями, разговорами, объедением, а так можно с пользой поспать.
Главная часть праздника – это то, что происходит ночью в Церкви. Поэтому всем желаю пробудиться так, чтобы хотя бы в 17 часов быть на вечернем богослужении, чтобы к вечерне Пасхи все-таки уже опять войти в молитвенный строй, если можно так выразиться по-военному и даже, не побоюсь этого слова, по-казарменному, но в лучшем смысле слова – небесных казарм, — и всем быть участниками нынешнего торжества.
Христос Воскресе!