Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Что значит выражение “приблизилось Царство Небесное”. Как проповедь Царствия Небесного становится судом. Что значит причаститься недостойно. Жизнь Моисея в толковании св. Григория Нисского. Что значит: “на таковых несть закона”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в Неделю по Богоявлении, мы слышали евангельский рассказ о том, как Господь, узнав, что Иоанн Предтеча посажен в тюрьму, пошел в Галилею и начал оттуда проповедовать, чтобы исполнились слова пророка Исаии, который говорил, что именно оттуда раздастся проповедь Мессии. И главное в проповеди, которую начал Господь Иисус Христос, согласно тому, что мы сегодня прочитали, было то же самое, что говорил Иоанн Предтеча: “Покайтеся, приближибося Царствие Небесное!” — “Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное!” И вот, задумываясь над этими словами, мы, наверное, можем увидеть противоречие, как это часто бывает в Евангелии, особенно таких очень важных местах Евангелия, как это. Потому что говорится, что приблизилось Царство Небесное, но оно до сих пор еще не приблизилось, если смотреть на это мирскими глазами. Ведь что приблизилось? Приблизилась миссия Спасителя, Его распятие и воскресение; но, как мы хорошо знаем, после воскресения Спасителя на земле настало отнюдь не Царствие Небесное, а нечто совершенно другое, примерно то же, что было и раньше. Какой смысл тогда имело говорить, что приблизилось Царство Небесное? Ну да, можно сказать, что если первое пришествие уже состоялось, то, значит, приблизилось второе пришествие и наступление Царства Небесного. Но все-таки по времени расстояние между этими событиями достаточно велико, и когда приблизилось только первое пришествие, говорить о том, что приблизилось и второе, что оно уже совсем близко, как это говорили Иоанн Предтеча, а потом и Господь, вряд ли было бы уместно. Значит, они имели в виду что-то другое, а не второе пришествие Спасителя и не конец света.

А они имели в виду, конечно, то, что Царствие Небесное действительно приблизилось, но приблизилось не для всех, а для тех, кому оно проповедано, но не только для тех, кто был готов его принять. Потому что Царствие Небесное оказалось судом. Недаром Господь в другом случае говорит Апостолам, что тот, кто отверг их проповедь, уже сам себя осудил. Ведь что такое осуждение? Осуждение это отпадение от Царства Небесного, которое происходит не потому, что Господь кого-то отлучил от Царствия Небесного и изверг оттуда, — хотя Библия порой и пользуется такими оборотами речи, но мы знаем, что буквального смысла они не имеют, — а всегда происходит только одно — что кто-то сам себя от Царствия Небесного отлучает, а суд Божий просто это констатирует, говоря, что положение вещей таково. Осуждение это и значит отлучение от Царства Небесного.

Но если еще на земле, еще в земной жизни Царство Небесное было проповедано многим, в частности, тем людям, которые встречались с Самим Спасителем, которые встречались с Апостолами, и при этом отвергли их проповедь, — какой, собственно, суд еще нужен? Поэтому Господь и говорит, что такие люди уже осуждены. Потому Царствие Небесное действительно приблизилось. Царствие Небесное, если уж совсем расставить все точки над i, это, как мы знаем, Тело Христово. Потому что никакого другого Тела Христа в Царствии Небесном не будет, кроме того, которое есть единственное Его Тело, которое родилось от Девы Марии, через которое Господь сказал слова о том, что приблизилось Царство Небесное, и которое — это все одно и то же Тело — мы вкушаем в Евхаристии. Далеко не всем людям, после Христа жившим, живущим и еще имеющим пожить, было проповедано Царство Небесное, далеко не всем. Но таких людей много, которым было и еще будет предложено вкусить Тела Христова, т.е. действительно присоединиться к Царствию Небесному. Из этих людей одни приняли это предложение, а другие отвергли. Но те, кто его отвергли, с ними уже понятно; а вот те, кто его приняли, далеко не все по-настоящему приняли его, потому что мы знаем, что причаститься можно и во осуждение. Я не говорю, что можно причаститься недостойно, потому что все мы понимаем, что нельзя причаститься достойно, что все мы так или иначе причащаемся недостойно; но недостоинство может быть разным. Мы можем причащаться недостойно для того, чтобы постепенно как-то совершенствоваться и приходить в какое-то достоинство, хотя и невозможно придти в достоинство Бога, но мы знаем, что в обожении мы становимся нетварными, а потому возможно даже этого. Но можно причаститься, конечно, и так недостойно, что будет нам от этого только хуже, и лучше бы мы тогда не причащались, потому что мы будем повинны в хуле на Таинства, которая, по всей видимости, и является той хулой на Духа Святаго, которая не прощается, как о том говорит Господь в Евангелии. Потому что — что значит, что какой-то грех не прощается? Это значит, что этот грех уже содержит в себе окончательный приговор, что человек этим грехом отвергает Царствие Небесное, так сказать, напрямую, а не косвенно (т.е. заблуждаясь относительно каких-то вещей); но напрямую отвергать Царство Небесное может только тот, кто причащается, не стремясь к исправлению, к тому, чтобы Господь его обожил.

И вот, о том, что нам надо обожиться, и о том, что Царствие Небесное приблизилось, особенно ясно говорит празднуемый сегодня святой Григорий Нисский. Он об этом говорит, конечно, и в своих довольно сложных богословских трактатах, но еще проще — в своих толкованиях Священного Писания. Он оставил только сравнительно немного толкований на определенные книги Священного Писания, но они составляют несколько книг, которые далеко превосходят обычные толкования такого рода. Потому что в этих книгах берется какой-то совсем небольшой раздел, например, Песнь Песней или шестой псалом, или те главы Книги Бытия, в которых говорится о создании человека, и тема разворачивается в большой трактат.

И вот, одно из таких самых великих произведений святого Григория Нисского называется “О жизни Моисея”. Можно сказать, что это толкование на те места Книги Исход, которые говорят о жизни Моисея; но конечно, это больше, чем просто толкования. И в этой книги святой Григорий дает понять, что в Ветхом Завете Царство Небесное было показано Моисею в виде исключительного откровения Божия — нужно было подняться на гору, чтобы там открылось небо, и только тогда можно было увидеть Царствие Небесное, но и это произошло всего лишь на время, потому что потом небеса закрылись даже для Моисея, а когда они были открыты, никто не мог посмотреть туда, кроме Моисея; и мы знаем, что когда Моисей спускался с горы, никто не мог посмотреть даже на него самого, и поэтому ему пришлось прикрыть платком свое сияющее лицо, — вот насколько далеко было Царствие Небесное тогда. А теперь мы все призваны к тому, чтобы продолжить сделанное Моисеем, потому что Господь нас уже призвал на гору — не на вещественную земную гору, а на умную, духовную гору Сион, которой является Церковь. И сейчас мы все получили то, что когда-то никто не мог получить, кроме Моисея, и то, что сам Моисей получил лишь на время, в качестве особого откровения Божия. Для нас это тоже особенное откровение Божие, но особенное в совершенно другом смысле — не в том смысле, что сейчас оно есть, а раньше его не было, и потом его не будет, а в том смысле, что оно у нас есть всегда, с тех пор как мы стали христианами, т.е. членами Истинной Церкви; и до тех пор, пока мы от него не отпадаем, оно у нас есть всегда. И поэтому мы призваны к тому, что в Ветхом Завете было только показано в образе Моисея. Моисей, как мы знаем, получил Закон и наставления от Бога, как он должен жить и чему научить весь народ израильский, и мы должны, становясь христианами, отталкиваясь от того Закона, который был дан Моисею, получит от Бога непосредственно другой Закон, новый, который говорит нам о том, как быть христианами Нового Завета. И об этом же Законе говорит Апостол, казалось бы, совершенно противоречивые слова, что праведнику закон не писан: “на таковых несть закона”. Потому что, действительно, для того, кто обожился, не может быть никакого закона, потому что законы даются Богом, но кто стал Богом сам, тот не может подчиняться закону, а сам становится законодателем. Если Моисей был законодателем только для народа израильского, приняв закон от Бога, то в христианстве мы должны стать законодателями именно в том смысле, в каком законодателем является Сам Бог, т.е. действительно, тогда для нас “несть закона”. Но для того чтобы взойти на эту умную гору Синай, которая так же есть Сион, для этого нам как раз и нужен Закон, который был дан сначала через Авраама, потом через Моисея, а потом через христианских святых отцов, которые оставили нам каноны и прочие правила церковной дисциплины, которые надо соблюдать.

И поэтому будем стараться не отступать от мелочей, быть к ним внимательными — я подразумеваю сейчас под мелочами всякие особенности церковной дисциплины, — но, следя за этими мелочами, к которым мы действительно должны быть очень внимательными в хорошем смысле этого слова, не будем забывать, что за деревьями находится лес. А именно, не будем забывать, что все это должно вести нас к обожению, если мы будем действовать правильно. Будем взирать на образы святых, в том числе Ветхого Завета, — а как на них смотреть, открывает на примере Моисея святой Григорий Нисский, — будем смотреть на святых Нового Завета и будем стараться подражать именно им, а не каким-то другим образцам, которые нам, может быть, кажутся если не более достойными, то более легкими для подражания. Будем стараться смотреть на святых, все время молиться и каяться в том, что мы не соответствуем образу их жизни. Аминь.