Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Благотворить тем, кто к нам хорошо относится и может воздать за благодеяние, не запрещено, но это не приближает нас к Царствию Небесному. Нас приближает к нему благотворение тем, кто нам воздать не может, или нашим врагам. Кому из просящих надо давать милостыню, а кому не надо. Когда милосердие является проявлением слабости. Надо оказывать милосердие ближним не просто так, а чтобы нам это служило во спасение души. Ждать нематериальной благодарности от людей — грех. Не надо ничего ни от кого ожидать. Дружба в миру и отношение к ближним у христиан.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, что такое милосердие. Потому что после поучения, которое мы слышали, Господь говорит следующее: “так и вы будьте милосердны”. Таким образом, Он дает понять, что тут Он объяснил, как нужно христианину быть милосердным. А в чем же состояло само это поучение о милосердии? Оно состояло в знаменитых словах: если вы делаете добро тем, кто вам тоже делает добро, или даете взаймы тем, от кого надеетесь получить данное, или что-то делаете хорошее тем людям, которые могут отплатить вам тем же (по крайней мере, вы надеетесь, что они заплатят вам тем же), то никакой пользы вам за это не будет. А если вы даете взаймы тем, о которых вы знаете, что они не отдадут, если вы благотворите тем, кто не являются вашими друзьями, а наоборот, являются вашими врагами, то тогда вы будете иметь награду на небесах, т.е. это будет содействовать вашему спасению. Конечно, Господь не запрещает ни в этих словах, ни где-либо еще, и вообще Церковь никогда не запрещала благотворить тем, от кого мы надеемся что-то получить взамен, к кому мы хорошо относимся, давать взаймы тем, кто может нам вернуть. Все это разрешается, и по-человечески это хорошее дело, потому что таким образом мы кому-то поможем. Ведь он же не виноват, что он нам как-то симпатичен или может вернуть данные взаймы деньги. Все эти дела хорошие и по-человечески даже необходимые, потому что на этом и строится человеческое общежитие и какие-то нормальные отношения между людьми. Церковь никогда их не запрещала, но всегда объясняла, чтобы никаких иллюзий не было, что этими делами мы будем хорошими для каких-то людей, а для Царства Небесного мы совершенно не станем хорошими через эти дела. Потому что все эти дела в Царство Небесное не ведут. Конечно, если мы будем кому-то отказывать только на основании того, что мы к нему хорошо относимся или что он может вернуть нам долг, то это тоже будет не здраво; но если мы и будем таким образом благотворить, мы, хотя и не согрешим, добродетели никакой не приобретем, и Царствие Небесное к нам не приблизится. А надо стремиться делать то, что приближает к нам Царство Небесное, т.е. делать что-то такое абсурдное.

И конечно, здесь надо понимать некоторые вещи. Потому что то, что мы кому-то делаем добро, а он не может нам за это воздать, это не всегда так, как кажется. Бывает, что, проявляя какую-то уступчивость перед человеком, который как-то плохо к нам относится, мы тем самым не столько делаем ему добро, сколько проявляем свою собственную слабость. Может быть, этим мы наносим даже вред каким-то третьим лицам, т.е. благотворим за чей-то счет. Конечно, это все никакие не добродетели, а, наоборот, грехи. И вообще надо стараться чтобы ситуации, когда мы кому-то делаем добро из тех, кто не может нам воздать тем же самым, были действительно ситуациями чистыми, т.е. чтобы мы в жизни с этим человеком больше никак не пересекались. Почему хорошо давать милостыню нищим? Потому что они точно нам ничего не воздадут и ничем, кроме молитвы (и даже и это не всегда — не все нищие склонны к молитве, и это хорошо, хотя и не для них, а только для нас), воздать нам не могут. Хотя, опять же, не нужно поощрять всякие пороки. Когда, например, нищими являются люди работоспособные, которые просят милостыню, просто чтобы не работать по-настоящему, то мы просто поощряем их бизнес; этого делать, конечно, совершенно не следует. Хотя некто из русских святых сказал, что надо давать милостыню, даже если просящий приехал к тебе на коне, т.е. по современному можно сказать — на мерседесе; в таком случае, может быть, и надо давать, как говорят современные дети, “для прикола”, но вообще лучше не давать, и общее святоотеческое учение состоит в том, что, скорее всего, не надо. Также если человек сильно пьющий просит денег, то денег ему лучше не давать; лучше дать ему еду. То есть надо творить благодеяния с разумом. А самое главное, они не должны быть проявлением какой-то нашей слабости.

Наша слабость — повторю еще раз, потому что это очень важно, — проявляется тогда, когда мы творим добродетели за чужой счет. Например, мы живем в квартире, которая нам не принадлежит, потому что вместе с нами в этой квартире живут какие-то другие люди. И если мы оказываем подвиг гостеприимства, то мы стесняем не только себя, но заодно и других людей, которые совершенно не собираются никаких таких подвигов гостеприимства совершать. Конечно, мы не имеем тогда права принимать кого-то без их согласия; более того, мы не имеем права настаивать на их согласии и от них чего-то требовать, потому что это все будет добродетелью за чужой счет и на самом деле грехом.

Есть и более тонкие формы такой слабости — например, когда мы проявляем показную щедрость, т.е. даем большие деньги или чаевые, потому что нам неудобно этого не сделать, потому что мы боимся, как бы нас не осудили; а может быть, мы не боимся осуждения зрителей, но хотим перед ними показать какие-то качества, которые нам на самом деле не очень свойственны, хотим каким-то определенным образом выглядеть перед другими людьми, т.е. на самом деле мы хотим как-то удовлетворить свое тщеславие. Если мы для этого кому-то материально помогаем, пусть даже эта помощь пойдет тому человеку во благо, мы должны знать, что нам она для Царствия Небесного во благо не пойдет, потому что это следствие тщеславия, и это будет для нас только грехом.

Мы не должны быть филантропами просто так, а должны помогать людям только таким образом, чтобы это шло на душевную пользу нам самим. Мы не должны во что бы то ни стало, даже ценой спасения собственной души, стремиться помочь чужим людям. Мы должны стараться спасти собственную душу, и именно для этого, в качестве средства, мы должны помогать другим. И когда Господь в Евангелии говорит, что стремящийся сохранить свою душу погубит ее, и наоборот, погубляющий свою душу ее сохранит, то надо понимать, что здесь в переводе с еврейского “душа” означает “жизнь”; т.е. мы должны жизнь свою полагать за ближних, — и это означает именно то, что мы должны не думать о спасении своей жизни, когда речь идет об исполнении заповедей, и в частности, одна из заповедей — это помогать нашим врагам.

Чаще всего мы хотим в ответ на наши благодеяния любви или какой-то благодарности. Мы еще готовы примириться с тем, что материально наши благодеяния нам не возвращаются, но все же мы хотим за них благодарности. Причем мы чаще всего искренне думаем, что благодарности мы вовсе не хотим, что нам на самом деле ничего не нужно. Но как же понять, что это наше утверждение на самом деле ложно, что на самом деле мы хотим благодарности? А так, что когда мы потом ее не получаем, мы начинаем думать: вот какой же этот человек, он не питает к нам благодарности! И эта мысль совершенно ясно доказывает, что благодарности мы ожидали, а значит, мы творили благодеяния ради благодарности. Может быть, мы искренне не хотели ничего материального, но мы зато хотели нематериальной благодарности, что совершенно не лучше. И конечно, это означает, что мы, помогая тому или иному человеку, удовлетворяли свои страсти и не только не достойны никакой похвалы от Бога, но и совершаем грех, в котором надо каяться. А если мы в таких грехах каяться не будем, то с такими добродетелями мы пойдем в ад, хотя окружающие, может быть, будут думать, что мы очень хорошие люди, потому что всем помогаем.

Поэтому надо на самом деле от людей ничего не хотеть. Но если это делать последовательно и постоянно, то мы придем к тому, что окажемся в очень большом одиночестве. Получится, что у нас не может быть того, что в человеческом общежитии обычно называют дружбой. Потому что дружбой в миру обычно называются такие отношения, которые предполагают какую-то взаимность, когда кто-то кому-то делает какие-то благодеяния и в ответ получает то же самое; а самое главное, такая дружба позволяет рассчитывать на ответные благодеяния и поддержку. А христианину, получается, на это рассчитывать запрещено, о чем мы сегодня читали в Евангелии. Точнее, не запрещено, но — в обмен на Царствие Небесное, т.е. надо определиться, что тебе важнее. В общем-то нам все разрешено, любые пороки, и в Царствие Небесное никого силой не гонят. И получается, что мы не должны в мирском смысле ни с кем дружить. Потому что христианская дружба основана совершенно на другом: ни в какой момент ни от кого, независимо от предыстории наших отношений и нашей близости с тем или иным человеком и долготы знакомства с ним, мы не должны ожидать какой-то благодарности или чего-то в этом роде. Мы можем с некоторой долей вероятности прогнозировать такое его поведение; но если оно будет другим, то совершенно не нужно удивляться и не надо приписывать это каким-то плохим побуждениям, потому что причины тут могут быть самые разные, а мы не в состоянии их понять и оценить. Поэтому любого человека надо воспринимать как такой вот черный ящик, который сегодня так вот реагирует, а завтра может отреагировать как угодно. Как о плохо ведущих себя людях мы не можем судить, что они плохие, потому что неизвестно, насколько они такие, и не имеем права прогнозировать, что они всегда будут вести себя плохо, так и о хорошо поступающих людях мы тоже не можем судить, что они хорошие. Потому что говорить, что такой-то человек “хороший”, — это тоже значит принимать не себя суд, только оправдательный. А мы не имеем права никого ни осуждать, ни оправдывать.

И поэтому мы должны все делать, только исходя из наших отношений с Богом. Мы все должны делать для Бога, в том числе то, что мы делаем для ближних. Тогда у нас не будет таких проблем, что кто-то нам неблагодарен, что мы ждем в ответ от человека того и этого, а он отвечает нам по-другому. То есть, конечно, мы должны представлять, как на нас в общем и целом люди реагируют, потому что без этого невозможно жить в общежитии, мы должны представлять какие-то вероятные реакции; но это именно реакции вероятные, и нужно ожидать вероятного, а готовиться ко всякому, к невероятному в том числе. И когда все-таки происходит невероятное, что неизбежно случается время от времени, тогда мы не падаем духом, не начинаем впадать в панику, не думаем, что произошло что-то сверх ожидания, а считаем такую ситуацию совершенно нормальной и, можно сказать, бытовой. И главное, что мы не начинаем хуже относиться к неадекватно отреагировавшему на нас человеку. В каком-то смысле это происходит потому, что мы и изначально к нему не относились “лучше”, потому что, действительно, не разочаровывается в людях только тот, кто в них не очаровывается. Христианам нельзя в людях разочаровываться именно потому, что нельзя в них и очаровываться. Потому что очарование, так же как разочарование, это признаки страстного отношения к людям, и это все отношения греховные. И одно греховное отношение, которое может быть для нас приятным, неизбежно сменяется другим греховным отношением, которое уже будет неприятным, и тогда мы задумаемся: а чего это с нами случилась такая неприятность? Неприятность случается тогда, когда до того случилось что-то приятное, и мы этим увлеклись.

Поэтому надо смотреть, действительно ли мы, как подобает христианам, общаемся с людьми не для того, чтобы пообщаться с людьми. Мы не ищем себе друзей. Мы получаем себе друзей и родственников не для того, чтобы у нас были друзья и родственники. Нам нужен только один друг и один родственник — это Господь Бог. А все остальные — это следствие того, что мы пытаемся как-то установить отношения с Богом. И насколько это нам удается, в той мере у нас будут люди, которых Господь нам послал, послал в разных качествах: кого-то Он нам послал быть нам родственником, кого-то послал быть нам другом в христианском смысле слова, а кого-то послал быть нам врагом в христианском смысле слова (а в житейском смысле, может быть, и другом), т.е. провоцирующим нас проявлять какие-то страсти. Но самое главное, мы ко всем должны относиться одинаково — и к врагам, и к друзьям. А почему у нас отношения с людьми все-таки разные? Потому что они сами к нам относятся по-разному. Вот, Христос ко всем относился одинаково — и сегодня мы это в Евангелии слышали, что Господь Бог посылает благодеяния Свои одинаково на всех, на праведных и неправедных, — но к Нему относились не все одинаково. Некоторые к Нему относились настолько плохо, что Его распяли. Поэтому не надо думать, что к нам будут относиться все одинаково. Одинаково не будут относиться ни к кому, но мы должны стремиться к тому, чтобы ко всем относиться ровно, а для этого ни от кого ничего не нужно хотеть. Потому что где мы начинаем чего-то от кого-то хотеть, там исчезает ровное отношение, там начинаются страсти, там начинаются обиды, там начинается тщеславие, и там уже, конечно, никакой христианской добродетели быть не может. Аминь.