Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении знаменитые слова – иногда их называют заповедями, хотя, может быть, это не совсем точное название, но можно точно сказать, что это критерии христианства.

В частности, там звучала самая знаменитая заповедь, потому что самая невозможная, —относительно того, что надо любить врагов. Прежде чем просто говорить, что это такое, надо хоть немножко измениться, чтобы понимать, о чем вообще христианство. Просто с улицы человеку сказать, что надо любить врагов – это во многом даже нечестно, не говоря о том, что бесполезно. В лучшем случае, он просто не поймет о чем речь, а если поймет, то по-своему, неправильно, и будет еще хуже, чем, если бы он просто не понимал.

Речь идет о совершенно другом отношении к жизни. Господь говорит об этом в соседних указаниях, например в таком (мы тоже сегодня это слышали): нет пользы нам давать кому-то взаймы, если мы ожидаем, что нам вернут. Даже и язычники дают взаймы, надеясь вернуть то же самое. Замечу, что здесь идет речь не о том, что они дают под процент, а  о том, что они дают и без процента, чтобы просто вернуть одно к одному.

Нигде не сказано, что это плохо, что этого делать нельзя, но сказано, что это бесполезно, что это не приносит пользу, что это делают и язычники, и спасение души такими действиями не достигается. А польза будет в том, чтобы давать взаймы, не ожидая принять  назад. Почему тогда не сказано, что польза в том, чтобы дарить?

Нет, польза давать взаймы. Давать взаймы – это такой жанр, когда предполагается, что тебе что-то отдадут. Но тогда давать взаймы по этому евангельскому правилу – абсурдно: надо предполагать по законам жанра, что тебе что-то отдадут, при этом зная, что тебе ничего не отдадут. То есть вступать в такие отношения, где тебя заведомо обманут, если можно так выразиться. Но, с другой стороны, не обманут, потому что ты сам обманываться рад в хорошем смысле этого слова. Ты даешь взаймы, потому что тебе не нужно, чтобы тебе возвращали. Что это такое? Зачем это так?

Это говорит о том, что мы выстраиваем свои отношения с людьми по видимости, но на самом деле мы с ними никогда не выстраиваем отношений, а только с Богом. А с людьми выстраиваем постольку, поскольку отношения с людьми требует какое-то отношение и к вещам неодушевленным, к животным каким-нибудь, к домашней скотине – ко всему. Это совсем не так, как если бы мы строили эти отношения ради них самих, а не ради Бога.

Поэтому, собственно говоря, от них самих нам ничего и не нужно, нам все нужно от Бога. А что нам Бог подаст полезное – Он знает как подать и подаст. Это может быть и через людей, может быть не через людей, но мы принимаем от Бога, хотя, конечно, к людям, которые хотят что-то сделать нам, или даже пусть не хотят, но делают, или хотят делать нам зло, но все равно делают нам добро – мы к ним ко всем относимся хорошо. С этого уже можно начать понимать, — но еще все равно не понять, — что такое любить врагов.

Но самое главное, понять, как стать христианином, и чем мы отличаемся от нехристианина. Это можно почувствовать по тому, как мы реагируем, когда нам неблагодарны. Часто приходится слышать, что вот делаю-делаю этому человеку – это может быть на работе, а чаще всего это бывает в семье, — а они мне совершенно не благодарны. Человек, который об этом рассказывает, может быть кем угодно. Если язычник, то никаких проблем нет. Но очень часто бывает, что человек говорит ровно то же самое, но при этом сам себя считает христианином. Как это так бывает? Почему?

Почему не сказать самому себе: хорошо, что они мне неблагодарны, потому что это значит, что я не получаю благодарность на земле, которая мне совершенно не нужна, а получаю только от Бога? Меня это должно радовать, а меня это расстраивает. Почему меня это расстраивает? Потому что в Бога я не верю – вот только по этой причине. Может быть, очнуться, встряхнуться,  помолиться и посмотреть на эту ситуацию совершено по-другому, раз мы христиане? Или, если это уже никак не получается, то более трезво оценить свое христианство как отсутствующее? И тогда уже тоже подумать, что делать, потому что это «лечится» в каком-то смысле, но этим надо заниматься. Никакая болезнь, особенно духовная, не лечится, если человек не считает себя больным.

Поэтому самое главное в своих действиях не хотеть благодарности от людей. Если ты только ради благодарности что-то делаешь, то лучше бы ты этого не делал. Ты становишься только дальше от спасения, и вместо того, чтобы получить духовную пользу от того, что ты помогаешь ближнему, ты получишь больше вреда.

Поэтому надо стремиться помогать и делать доброе таким людям, которые тебе либо не могут оказать ответных благодеяний – это уже хорошо,  – а еще лучше, если они тебе будут отвечать чем-нибудь плохим. Понятно, что здесь тоже надо не увлекаться, потому что мы сами живем не на необитаемом острове, и мы тоже с кем-то связаны, несем ответственность за окружающих нас людей, за вверенное нам дело. Поэтому люди, которые могут хотеть нам сделать что-то плохое, могут нарушить жизни других людей, повредить нашему делу. Мы не должны этого допускать, мы должны давать отпор. Но если что-то касается лично нас, то очень хорошо – чем больше на нас что-нибудь не очень хорошее сыпется, в ответ на то, что мы делаем более или менее хорошее, тем для нас только полезнее.

Поэтому говорить, что вот я им там все делаю, а они мне неблагодарны, это равнозначно другим словам, которые мы говорим, таким образом, Богу: «Путей Твоих ведети не хощем», как это говорится в книге Иова, то есть «не хочу я знать Твоих путей. И вообще пошел бы Ты подальше», — это мы Богу говорим.

А людям мы говорим тем самым, что мы знать не хотим никакого христианства, нам оно глубоко чуждо и неприятно. У нас есть свое собственное представление о жизни, вот мы так и будем жить. Хорошо бы нам услышать самим, что в таких случаях говорим Богу и людям, потому что, вполне может быть, что мы с этими тезисами не согласны. И если мы все-таки говорим, и мы поймем, что именно, то, может быть, мы перестанем говорить глупости и займемся делом.

Аминь.