Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Согласно Типикону все праздники апостолов очень значимы для нас, а особенно праздник Иоанна Богослова, однако в народе эти требования устава не находят понимания; могила Иоанна Богослова была главной святыней Эфеса; на практике люди или вообще не читают Новый Завет, или читают, не очень обращая внимание на то, что там написано; Иоанн Богослов учил, прежде всего, о Тайнах Божиих; христианская любовь – это что-то сверхъестественное, это не чувство, это Бог; нужно стараться быть христианами не только здесь и сейчас, не только в русской традиции, а, прежде всего, быть христианами в вечности; мы должны жить так, чтобы быть едиными со святыми.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Надо признать, что сохранились традиции почитания этого апостола лучше в храмах, которые ему посвящены, но в целом мы готовы совершать память святых из менее давних времен, они почему-то стали более почитаемы. Теперь многие даже и не знают, зачем этот праздник и почему.

Несмотря на то, что, согласно нашему Типикону, то есть тем правилам, по которым совершается наша служба, все праздники апостолов очень значимы для нас, а особенно праздник Иоанна Богослова, в народе эти требования устава не находят понимания, да и вообще неизвестны. Иоанн Богослов воспринимается просто как составляющая часть названия Евангелия или апостольских посланий, которые читаются за богослужением.

Этим узнаванием имени все и исчерпывается – никакого живого почитания нет. Конечно, когда-то и где-то оно было. В Византии сегодняшний день всегда был большим праздником, и эта традиция идет из Эфеса, где была могила Иоанна Богослова. Его могила была местом паломничества, почитания, можно даже сказать, что она была главной святыней Эфеса.

Эфес был по тем масштабам огромным городом – столицей Малой Азии. Новый год там начинался после дня осеннего равноденствия, которое было 26 сентября. В день начала нового года, то есть в день осеннего равноденствия, совершалась память кончины Иоанна Богослова. Вот сегодня у нас такой день, потому что в то время день осеннего равноденствия был не в тот день, который сейчас им считается, а был именно 26 сентября.

Постепенно эти традиции умирали вместе с городами, их зародившими, вместе с центрами духовного почитания. Многие христиане стали просто забывать, зачем эти праздники нужны, и, несмотря на все указания церковного устава, они не празднуются так, как должны. От этого мы очень много теряем.

Самое главное, что мы теряем, переставая праздновать эти даты, — это нашу связь с Церковью на протяжении всей ее истории. Если только подумать о возрасте сегодняшнего праздника и других апостольских праздниках, то бесспорно можно утверждать, что мы теряем связь с самим Евангелием, потому что сегодня мы празднуем память евангелиста.

Если бы мы были православными христианами, то мы, действительно, читали бы Евангелие, читали бы Новый Завет. С этим тезисом, наверное, все согласятся, но на практике люди или вообще никак не читают Новый Завет, или читают, не очень обращая внимание на то, что там написано. Некоторые просто имеют такое благочестивое упражнение в течение дня. Хорошо, конечно, что оно совершается, но это еще не дает какого-то понимания.

Надо помнить, о чем учил Иоанн Богослов, что было самым главном в его учении. Если коротко говорить, то, прежде всего, он учил о Тайнах Божиих — это подчеркивается в богослужении сегодняшнего праздника, — о том, что происходило в духовном измерении, когда совершались исторические события, описанные в Евангелии.

Поэтому его Евангелие начинается с предвечного рождения Бога. Не с Рождества по плоти Христа, а с Рождества предвечного, то есть бывшего прежде всех век, Логоса – Сына Божиего – от Отца. Поэтому оно начинается словами: “Искони бе Слово” — “сначала был Логос”. Это самое главное, на чем основано все его проповедание.

Внутри же этого проповедания самое главное, наверное, то, что мы сегодня читали в его посланиях. Три послания под его именем, кроме Евангелия, содержатся в Новом Завете, и одно из них мы сегодня слышали в апостольском чтении. Оно было о том, что если мы чада Божии, то должны любить друг друга, но не потому, что мы сами можем вот так вдруг взять и полюбить друг друга или Бога хотя бы, а совершенно по противоположной причине.

Несмотря на то, что мы это не делали, Бог полюбил нас и проявил это в том, что Он послал Своего Сына единородного, Который стал жертвой за нас. И вот если мы будем подражать Сыну единородному, и делать именно то, что Он проповедовал, и идти за Ним, то тогда мы и получим ту самую любовь, которую Он проявил к нам, когда принес нам любовь Божию, которая должна связывать человека как с Богом, так и с другими людьми.

Христианская любовь – это что-то сверхъестественное, это не какое-либо чувство, хорошее или плохое. Это вообще не чувство – это Бог. Бог не является чувством. Бог является Богом. Больше никакое слово нельзя применить к Нему, никакое слово не будет объяснять, разве что будет только очень отдаленная аналогия. Одним из таких слов является Любовь.

На человеческом языке это слово значит определенное чувственно-эмоциональное состояние, и по грубой и отдаленной аналогии это слово применяется и к Богу. Конечно, когда мы говорим о том, что мы должны стяжать высшую христианскую добродетель любви, то имеется ввиду, что мы должны стяжать Бога. Об этом как раз очень ясно говорит в своих посланиях празднуемый сегодня Иоанн Богослов.

Будем стараться быть христианами не только здесь и сейчас, не только в русской традиции, а прежде всего быть христианами в вечности. Потому что если мы будем по-настоящему христианами здесь и сейчас, то это и будет означать, что мы будем христианами в вечности. И те святые, которые испокон века были в Церкви, и те, которые еще не родились, — все должны быть с нами едины.

То есть мы должны жить так, чтобы быть с ними едиными. Для этого мы должны особенно почитать тех, кто непосредственно был, по выражению апостола, самовидцами Слова и слугами, то есть тех, кто непосредственно общался с Господом при Его земной жизни и передал нам все Евангельское откровение. Из них главный, наверное, празднуемый сегодня Иоанн Богослов.

Будем стараться праздновать такие праздники. Это будет нас настраивать и перестраивать нашу жизнь. По-настоящему, по-христиански, по-евангельски.

Аминь.