Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в Великий понедельник – первый день Страстной седмицы – мы совершали память Иосифа Прекрасного, который был продан в египетское рабство своими братьями в образец того, как в Египет духовный, в смерть, был предан своими братьями по плоти иудеями Господь наш Иисус Христос. А также вспоминаем притчу об усохшей смоковнице, поскольку это событие, согласно некоторым евангелистам, было почти сразу после входа Господня в Иерусалим.

Но Евангелие, которое мы сейчас читали, перешло у нас на понедельник со вторника, потому что это половина Евангелия на вторник, а перенесено потому,что оно получилось слишком длинным. Это византийский обряд, а в древности и до сих пор в разных восточных Церквах все это читается во вторник. Рассказ о Страшном Суде в конце Евангелия от Матфея – тема Великого вторника, и о ней, Бог даст, поговорим завтра, когда будет вторая половина этого чтения за литургией Преждеосвященных Даров.

Что касается сегодняшнего дня, то история со смоковницей имеет, конечно, разные смыслы. Имеет и общий догматический — что оставляется иудейская сонмица, то есть синагога, а без Мессии, без Духа Святаго становится пустая, потому что отвергает Христа, и, подобно смоковнице, высыхает. Но зато Церковь от язык, — но, прежде всего, конечно, тоже от иудеев, а затем от самаритян, которые были первыми христианами, — приобретает Самого Христа и всю полноту Божества.

Но прежде всего, это, конечно, притча о душе каждого из нас. Есть такое любимое святоотеческое толкование этой притчи, которое очень часто пересказывается, а восходит оно, согласно традиции, к авве Агафону, который жил в Египте в конце IV или, может быть, в самом начале V века. Этот авва говорил, что наши деятельные добродетели, то есть всякие добрые дела, которые мы совершаем, — а это очень разные дела, от помощи ближнему, от того, что в светском нашем обществе называется добрыми делами, до всяких специфических вещей, вроде келейных и церковных молитв, земных поклонов и тому подобного, — все эти дела подобны листве дерева. Они нужны для того, чтобы дерево жило, но сама жизнь дерева нужна для того, чтобы оно приносило плоды. И если оно никаких плодов не приносит, то тогда такое дерево посекается, то есть срубается, и бросается в огонь. Что же это за плоды? Это плоды умного делания.

Плодом является постоянная и внутренняя наша молитва, которая имеет форму, как минимум, постоянной памяти Божией. Такое присутствие памяти Божией в нашей жизни должно быть всегда, а не только когда мы пришли в Церковь или когда дома встали на молитву, или в какой-то ситуации нас что-то прижало, и мы начинаем молиться Богу.

Не только в этих ситуациях, авсегда – и когда мы отдыхаем, когда мы даже и спим, не засыпаем, а именно уже спим – всегда у нас должна быть молитва и память Божия. Это возможно, если к этому стремиться. Вот такое общение с Богом является плодом духовной жизни. Вот если его нет, потому что человек его не ищет – только в этом случае его может не быть, — то тогда наличие всех остальных добродетелей является бесполезным. Что толку в средствах, если человек не хочет эти средства использовать по назначению?

А как использовать по назначению такие средства, как добрые дела? А вот так: стараться молиться, потому что добрые дела тоже освобождают нашу совесть, не нагружают ее всякими неприятными вещами, которые бывают, когда мы отказываемся совершать добрые дела. Получается, что они очень даже содействуют молитве. Кроме того, в добрых делах нам всегда нужна помощь Божия, значит, как же это может не содействовать молитве?

Вот целью является пребывание с Богом, пребывание в Боге, которым является молитва. Об этом нам сегодня, наряду, конечно, с прочим, напомнила тема сегодняшнего дня – история засохшей смоковницы.

Аминь.