Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который называется Воздвижение Честнаго Животворящего Креста. О значении этого праздника мало знают люди, которые не понимают церковной жизни. И те люди, которые наблюдают церковную жизнь со стороны прихода, но не живут ею сами по себе, тоже плохо понимают, что это такое. В лучшем случае, они понимают, что это важный праздник в честь Креста, и что это большой двунадесятый праздник.

Это правильно, конечно, но на самом деле здесь еще есть нечто большее, что надо понимать. Недаром очень многие моменты сегодняшнего богослужения были пасхальными. Конечно, это связано со страстной пятницей – и интуитивно у всех этот образ сложился, — но также и с Пасхой. Именно поэтому звучало пасхальное песнопение “Воскресение Христово видевше”. Оно у нас каждое воскресение звучит, но оно у нас каждое воскресение звучит потому, что это часть пасхальной службы. Но вот и сегодня оно у нас тоже звучало.

Историческое название в Иерусалиме сегодняшнего богослужения, одно из его названий, – это Пасха. Оно целиком сделано как Пасха: как Пасха бывает 14 нисана первого месяца, так и вторая пасха бывает в седьмом месяце, через полгода, тоже 14 числа. Сегодня как раз и есть 14 число седьмого месяца, но в юлианский, церковныйкалендарь оно переведено как 14 сентября.

Все это тоже было связано с праздником воскресения, который совершался в Иерусалиме в Храме Воскресения. Храм этот до сих пор стоит, только он уже очень перестроен. Даже нельзя сказать, что он перестроен: тот, что был в первом тысячелетии, дважды сносился и перестраивался, но, в конце концов, в самом начале XI века все снесли, и крестоносцы построили то, что и сейчас стоит. Тот храм, который был раньше, внешне был похож на нынешнюю мечеть Омара, которая неподалеку. Мусульмане копировали то, что видели перед собой, – иерусалимский храм Воскресения примерно так и выглядел, как эта мечеть.

Храм этот был построен святой императрицей Еленой и императором Константином в начале IV века, и именно обновление этого Храма, то есть освящение его, стало сегодняшним праздником. И дата, связанная с 14-15 числом, связана с еврейским праздником Кущей Ветхого Завета, который тоже есть воспоминание Храма Небесного и скинии. Поэтому начало сегодняшнего праздника было вчера – Обновление храма Воскресения в Иерусалиме. В русском народе он называется “Воскресение словущее”, т.е. не само Воскресение Господне празднуется, а храм в честь Воскресения.

В Византии это была главная часть сегодняшнего праздника. А когда уже Византия потеряла Иерусалим, когда паломничество в этот храм перестало быть таким массовым, то продолжение этого праздника стало главным, а сам праздник стал меньшим. Стало главным Воздвижение Креста, а раньше это было только частью чина воскресного празднования в Храме Воскресения.

Многие, наверное, могут помнить описание этого праздника VIIвека, примерно, которое находится в Житии Марии Египетской. Именно на этот праздник она прибыла в Иерусалим. Дошедший до нас в составе ее Жития рассказ о праздновании относится к VII веку.

Поэтому сегодняшний праздник – праздник Воскресения. Что сегодня празднуем? Может быть, лучше это понять через богослужение вчерашнего дня, когда пелом “Обновление Духа в сердцах и просвещение внутренним даруй”. Обновление – это то же самое, что освящение, так говорится об освящении храма. То есть вчера были молитвы о том, чтобы храм внаших сердцах Духом обновился. Для того, чтобы внутренние наши, имеются ввиду прежде всего душевные внутренности, а не телесные, просветились.

А сегодня, взывая к Кресту, мы обращаемся к нему как к нашему просвещению, и много говорим в богослужении сегодняшнем, что из него исходит свет. О том же самом свете речь и идет. Это тот же самый свет Воскресения, и Фаворский свет – сияние благодати Божией.

Вот какой у нас сегодня праздник. И мы сами должны стараться держать его в себе и понимать, что это не просто праздникв честь воспоминания Креста – есть разные другие воспоминания Креста, более прямые, которые бывают весной, – а сегодня это именно храм, в который внесен Крест, но который сам является храмом Воскресения. Сегодня, вспоминая Крест, мы вспоминаем и Воскресение одновременно. И именно Воскресение главное, что мы вспоминаем в связи с Крестом сегодня. В Великую пятницу мы вспоминаем не Воскресение, а только еще предстоящее Воскресение, а вот сегодня то, что оно уже есть, уже совершилось, и Крест становится символом Воскресения прежде всего.

Вот как это в сегодняшнем празднике. Вот так должно быть и в нас. Что такое Воскресение? Воскресение – это восстановление того храма, о котором Христос сказал, что Он его воздвигнет за три дня. Речь шла о Его теле, конечно, но мы применяем это к себе и должны говорить о своей душе. Надо, чтобы наш внутренний храм освятился и обновился Духом через внесение в него Креста. Подобно тому, как сегодня тоже вспоминали в богослужении, как древо ввержено в горькие воды Мерры после перехода через Чермное море в пустыне, и горькие воды стали сладкими и пригодными для питья, вот так же и наша собственная душа, в которую вносится Крест, становится пригодной для жизни, особенно для жизни вечной, но даже идля временной, потому что даже и временная жизнь не очень пригодна для жизни, если в нее не вносить Крест.

Дальше об этом пусть каждый подумает сам, главное, чтобы все время вспоминать самого себя как самый главный храм Божий, который важнее любого рукотворного храма. И главное понимать, что сегодня вот наш праздник, освящение Храма и внесение в него Креста.

Аминь.