Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий понедельник, у нас несколько важных церковных воспоминаний, и не удастся сказать сразу обо всех. Богослужение предлагает нам воспоминание об Иосифе, который был продан братьями, – это прообраз Христа, он также был продан за тридцать серебряников. Но также сегодня вспоминалась за богослужением и иссохшая смоковница.

Но самое важное сегодняшнее воспоминание – это то, которое связано со вторником. Во вторник целиком евангельское чтение было бы слишком длинным, поэтому половина читалась сегодня за литургией, и так делается уже давно, уже более тысячи лет, — еще в Византии чтение делилось пополам. Вторая часть будет прочитана завтра также за литургией.

То, что сегодня связано с Великим вторником, –небольшой апокалипсис, который содержится в последнем поучении Иисуса перед учениками. Сегодня мы читали его историческую часть, в которой рассказывается о событиях не тех, которые были, а о тех, которые будут — это ведь тоже история. А завтра у нас останутся притчи, которые тоже объясняют смысл этих событий, и то, как будет происходить Суд.

На это завтра, а сегодня речь шла о тех событиях, которые предваряют конец света. Почему это так важно? И почему с древности Церковь приурочила это именно ко Вторнику? Вполне может быть, что само Евангелие от Матфея построено в связи с потребностью ранней христианской общины, в которой оно было написано, рассказывать о событиях жизни и учении Иисуса в соответствии с их литургическим календарем, и, может быть, именно тогда уже это все было на Вторник отнесено.

Почему это все так связано? Было древнее предание, которое здесь, может быть, как-то отложилось, что Второе пришествие будет в Пасху, а Пасха была во вторник. В раннем христианстве оно многими разделялось, но, конечно, это не обязательно, и не обязательно в это верить, но это, может быть, слегка объясняет композицию Евангелия.

О чем было сказано сегодня по содержанию? Наступают после Пришествия Мессии последние времена – никого уже больше не будет, никто больше не придет, только придет во второй раз Мессия, и на этом вся история закончится. Поэтому надо знать, чем отличаются эти времена, которые уже вот наступили. Говорится о некоторых вещах, которые касаются всех этих последних времен в целом, начиная с того времени, которое соответствует беседы с учениками, и о некоторых других вещах, которые будут происходить только к концу этих времен уже перед самым Вторым Пришествием.

Относительно тех вещей, которые будут происходить в течение всего этого периода, говорится, что «не тогда кончина». То есть сейчас этого нет, но это будет — вас будут убивать, на вас будут гонения, но кончина еще не тогда. В христианской истории, которая тогда начиналась (хотя христианской историей является история всех праведников Ветхого Завета, и вообще начиная от Адама, но, в узком смысле, христианской историей мы называем то, что происходило и будет происходить после земного пришествия Христа), важнейшем элементом будет то, что сегодня мы слышали – будут гнать за веру, будут убивать.

Христианское мученичество поэтому является не только тогда, но с тех пор и до нашего времени, тем, на чем настоящая Церковь и устанавливается, и стоит. Без мученичества Церковь невозможна. Даже не будем сейчас вспоминать о временах первой половины или середины ХХ века, а мы можем вспомнить наши собственные времена — историю нашего прихода.

В связи с этим периодом было сказано еще второе: будут говорить, что здесь Христос или там Христос – обязательно еще будут лжехристы, как прямо говорит Господь, будет еще много пришествий всяких лжепророков, которые будут отрицать Христа, а какие-то не будут отрицать, но будут говорить, что они «развивают и уточняют». Вот им всем верить нельзя, но они обязательно будут.

Конечно, это надо понимать и буквально, и небуквально. Буквально это надо понимать в том отношении, что, действительно, являются всякие пророки, которые говорят, что они где-то там рядом с Христом, вместо Христа или больше Христа. Самый известный и наиболее влиятельный из них Магомет, конечно. Но таких пророков разного масштаба много, и мы как христиане не имеем права никому из них верить.

В плане небуквального смысла надо понимать под ложными пророками и всех тех, кто неправильно учит о христианстве. Они, может быть, и не говорят, что вот явился какой-то пророк, который, наконец-то,  про Христа все правильно объяснит, но такими лжепророками являются абсолютно все еретики, которые о Христе говорят неправильно. Они говорят, что Христос здесь, но это «здесь» они указывают неправильно. Они указывают своей общиной, которая приняла ложное учение о Христе.

Вот это то, чем будет наполнена, согласно прочитанному нами сегодня пророчеству Христа, абсолютно вся история после Его пришествия. Это мы действительно видим. Но есть еще особенные события, которые будут происходить тогда, когда совсем этот период уже будет заканчиваться. Конечно, с их пониманием всегда возникает некоторая трудность.

Главным образом, это два события. — Конечно, можно все более детально разбирать, но, во-первых, у нас нет для этого времени, а, во-вторых, если бы и было, то я бы все равно не стал, потому что неспособен так в этом разбираться. Но есть экзегетические толкования у святых отцов, которые желающим могут быть в помощь.

Итак, две главные особенности. Первое – это «мерзость запустения на месте святе, реченная Даниилом пророком». А второе – проповедание Евангелия всей твари. Вот когда эти слова произносились, они казались чем-то совершенно технически неосуществимым. Как это можно Евангелие проповедовать всюду?

Теперь нам это не кажется технически неосуществимым, хотя есть еще немало народов, до которых Евангелие технически невозможно донести на современном уровне. Есть всякие племена, живущие по течению Амазонки, например, или пигмеи в Африке. Пытаются до них что-то доносить миссионеры, но трудно сказать, с каким успехом. То есть у них совершенно иначе язык устроен, и там как-то очень все сложно изменить, чтобы содержание Евангелия передать как-то адекватно.

Конечно, смысл слов евангельских не в решении технических проблем, а в том, что будет некое состояние, когда Евангелие будет доступно всем желающим. Конечно, мы сейчас уже можем спрашивать, наступило оно или нет, хотя скорее «нет», чем «да». Надо понимать, что Евангелие – это Евангелие, а не какое-то его искажение, которое несут еретики.

То, что миссия еретиков несет с искажением христианство, может быть, и шаг по направлению к тому, чтобы постепенно Евангелие было доступно этим народам, но это еще не окончательный шаг, потому что тот Христос, которого проповедают неправославные, не истинно-православные миссионеры, он не является подлинным Христом, хотя, может быть, это помогает узнать подлинного Христа.

Мы видим на примере черной Африки, особенно в Кении и Нигерии, что христианство там стали проповедовать сначала всякие протестантские миссионеры. Они тоже были подвижниками в своем роде – честь им и хвала за то, что они делали. Потом туда пришли миссионеры из Константинопольского патриархата, которые были еретиками, экуменистами, но, в общем и целом, в Африке они проповедовали православие.

Там был один знаменитый миссионер, я забыл, как его зовут, который говорил, что если ты не хочешь сложить свои кости в Африке, то тебе нечего там делать. То есть туда надо уходить навсегда для того, чтобы жить с этими народами, посвятить свою жизнь этому. Это было в семидесятые годы.

Конечно, эта проповедь имела большой успех. Кстати, надо сказать, что принцип «сложить свои кости» примерно так же в XVI веке был изобретен иезуитами – они проповедовали тоже на этих основаниях, и тоже успешно. А позже, уже в 80-90-е годы, плоды миссии Константинопольского патриархата в Кении перешли к Истинному православию в Матфеевском синоде. Это не идеальный синод, но зато все-таки истинно-православный.

Клирики там, в Кении, в ужасающей бедности – нам в России такая бедность и не снилась. Тем не менее, у них церкви, они служат со своими богослужебными особенностями, которых у греков нет, в виде всяких танцев в конце литургии – в youtube можно посмотреть записи, – но они служат именно православным чином. Во многом там русские песнопения ближе, чем греческие, хотя поют в основном на английском.

То есть проповедь Евангелия всей твари происходит, но еще, может быть, она и не дошла до конца. Но еще сто лет такого развития, как у нас в последнее время было, да еще и с присущим техническому развитию ускорением, — и, может быть, уже и дойдет истинное православие в такие места, о которых мы и не помышляли.

С одной стороны, хорошо, чтобы народы просвещались истинным православием, с другой стороны, по-моему, тоже хорошо – приближается конец света. Кому-то может и плохо, а христианам-то хорошо, что конец света приближается.

А вот что касается другого признака – «мерзости запустения на месте святе, реченной Даниилом пророком». Слово «мерзость» очень часто неправильно понимается. В русском светском языке – это просто ругательство, и когда какая-то грязь, то это мерзость запустения, особенно когда где-то долго не убирали. Это очень отдалено от первоначального значения, хотя связь прослеживается.

«Мерзость» – это идол. «Запустение» – это значит, что нет настоящего служения истинному Богу, а вместо этого служение идолам. Вместо престола Божия стоит мерзость, то есть языческий идол. Вот о чем говорит пророк Даниил в своем видении, что такое будет. Но это и произошло в какой-то момент в Храме, когда туда поставили идола при языческом правителе-захватчике Антиохе. То есть, действительно, происходили такие события, которые исторически повод давали так говорить, как сказано у Даниила.

Но когда Христос много лет спустя уже после тех событий осквернения Иерусалимского Храма, который потом заново освящался, говорит, что сбудется пророчество Даниила в некотором окончательном смысле, а не только в том близком историческом, в котором оно уже сбылось, когда Христос это говорил, — то это означает, что будет какое-то изменение культа.

Что такое «место свято» в христианстве? К чему может относить Христос Свои слова? Ведь когда Он произносил эти Свои сегодняшние слова, то «место свято», Иерусалимский Храм, который признавали святым и Христос, и все ученики, все христиане, тогда еще стояло, но уничтожено оно будет очень скоро. Так и случилось. В то же время, настоящее место свято – тоже Христос сказал – оказывается на всяком месте, потому что оно заключается в том, чтобы молились там в Духе и Истине.

Где молятся в Духе и Истине, там место свято.  То есть это христианская Церковь, христианские общины, христианское богослужение. Вот это и есть «место свято». Оно в географическом пространстве никак не локализовано, поэтому может локализовываться как угодно, в любом месте может возникнуть, как объяснял Христос самаритянке, но, в то же время, можно сказать, что это и место в мысленном смысле слова. И вот в нем и появится мерзость запустения.

Речь идет о том, что христиане будут поклоняться под видом христианства, под видом Христа какой-то языческой мерзости — какому-то идолу. Конечно, это указание на ересь. Но не просто указание на тех еретиков, которые, согласно прочитанному сегодня пророчеству о лжехристах, будут появляться всю дорогу, а указание на то, что будет какое-то глобальное торжество ереси.

Христос здесь предсказывает, что та Церковь, которая едва только была Им основана на тот момент, будет развиваться, расширяться, но кончится все дело тем, что там воцарится мерзость запустения. Это и будет конец истории. При этом, конечно, есть и другие Его пророчества, которые никак не отменяются, – «врата адовы не одолеют» Церкви, и в каком-то малом числе верных она все равно останется. Это надо понимать.

Конечно, мы увидели в последние три-пять столетий такое падение христианства, которого раньше не было, хотя и раньше времена были совершенно не идеальными. И были массовые отпадения от христианства. Например, когда Арабский халифат завоевал христианские земли, христиане массово стали переходить в ислам. Для них, конечно, это было очень плохо. Для местных культур и цивилизаций тоже было очень плохо. Но для христианской Церкви это было совершенно нормально, ни малейшего ущерба она не понесла от того, что те люди из нее ушли.

А вот то, о чем идет речь сейчас, – это другое. Это перерождение Церкви изнутри. Это и есть та эсхатологическая перспектива, в которой надо понимать то, что с нами происходит в последние столетия и десятилетия.

Конечно, когда новомученики и истинно-православные в двадцатые годы увидели, что делают с Церковью не обновленцы, с которых спроса никакого особого и не было, а те, кто, вроде бы, держались каноничности и истинности, то есть сергиане, то они вспоминали, что при Антихристе вот так и должно быть. Видели точное соответствие поведения Сергия с тем, как должны были вести себя главные архиереи в эпоху пришествия Антихриста.

Независимо от того, насколько правильно утверждать, что Антихрист уже пришел или не пришел, — кстати, почти никто так этого и не утверждал, — но правильно утверждать то, что говорит в своем послании апостол Иоанн, и это надо сегодня вспомнить, что дух Антихриста «в мире есть уже». Если персональный Антихрист еще и не пришел, то это не означает того, что он никак не действует. Апостол Иоанн Богослов говорит, что он действует уже и сейчас, действует своим духом, хотя лично еще и не пришел.

Вот о чем сегодня речь. Но надо сказать и о хорошем, хотя и ранее сказанное не такое уж и плохое, не все там плохое. Христос говорит, что  Второе пришествие будет во Славе. Он повторил это еще во время Вознесения, возносящийся на облаках. Таким же образом Он на облаках вернется. Сегодня Он говорит, что вернется «на Облацех во Славе». Облака – это то же самое, что облачный столп, который был столпом света, когда евреи выходили из Египта.

Я думаю, что мало-мальски представляющие православное богословие люди все понимают, о каком облаке и о каком свете здесь может быть речь. Речь идет, конечно, о Славе Божией, о нетварном Свете Божием, Который также может быть описан как Тьма. Дионисий Ареопагит говорит, что «Божественный Мрак есть неприступный Свет, в Котором благоволит Бог жить». Про Бога можно сказать, что Он Свет, но тогда надо сказать, что Он есть Тьма, в Которой ничего не видно. Но говорить это надо одновременно, что Он Свет, и что Он Тьма.

И вот облако – это образ, который связан с Тьмой, потому что через облако не видно, а Свет – это образ связанный со Светом, но речь идет об одной и той же реальности Бога. Вот с такой очевидностью для всех и будет Второе пришествие, которое будет реально концом света.

Вот о чем вкратце говорит нам сегодняшняя часть чтения. А о смысле этих событий, и как к ним относиться нам Христос будет говорить притчами, и об этом завтрашняя вторая половина сегодняшней беседы.

Аминь.