Воскрешение Лазаря — образ воскрешения ума покаянием и смерти для мира. Христианское бесстрастие это не “бесстрастие” йогов. Почему важно чаще ходить на богослужения.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сейчас идет седмица, которая называется Седмицей Ваий, когда мы готовимся к празднику воскрешения праведного Лазаря и к следующему за ним празднику Входа Господня в Иерусалим. Мы знаем, что Великий пост состоит из двух частей, и последняя его часть совершенно особенная; но как Великий пост оканчивается Пасхой, так и Святая Четыредесятница оканчивается воскрешением Лазаря. Воскрешение Лазаря было совершено для того, чтобы заранее показать, как могут воскреснуть мертвые, и в прообраз воскресения Христова. Вот так же мы сейчас готовимся через несколько дней встретить воскрешение Лазаря. И, начиная с понедельника, песнопения текущей седмицы говорят о том, что Лазарь заболел; в среду говорится, что он умер, в четверг, который уже наступил по богослужебному счету, — что он второй день во гробе.
И вот, сейчас идут те самые дни, которые прошли между смертью и воскрешением Лазаря. И богослужение этих дней объясняет нам, как это применимо ко всей нашей жизни, к жизни каждого из нас. Если это обобщить, то двояко. Во-первых, наш ум умирает грехами, и если мы каемся, то через покаяние Господь нас исцеляет, — и это то воскрешение Лазаря, которое должно происходить в нас. А во-вторых, в другом смысле, мы должны быть мертвыми для мира. Если мы хотим, чтобы Господь воскресил нас, как воскресил Он Лазаря, то мы должны для мира умереть. И подобно тому, как Лазарь, когда его мертвое тело лежало в мире, не интересовался ничем из мирских дел, и мы не должны ничем из мирского интересоваться. Но конечно, не интересоваться не внешне, а на уровне духовном. Потому что не интересуются ничем из мирских дел люди, у которых, например, повреждена психика, или которые просто душевно тупы и черствы, — и все это не является христианской добродетелью; это или вещи нейтральные по отношению к пороку и добродетели (как например, болезни), или явные пороки. А худший из подобных пороков — это то, что делают йоги, которые становятся бесстрастными не ради Бога, а потому, что всю свою жизнь подчиняют одной, но самой большой страсти — самоутверждению и гордости. Для того, чтобы достигнуть какого-то внутреннего могущества, это люди совершают различные подвиги, отказываются от меньших соблазнов и становятся как бы бесстрастными для мира, потому что когда они общаются с другими людьми, то они бесстрастны, т.к. их не волнует ничто из того, что заботит других людей; а вот на более глубоком уровне они оказываются очень страстными, поскольку гораздо больше, чем другие люди, поглощены сами собой и своею собственной гордостью. Снаружи это может и не проявляться, потому что гордый может и не искать одобрение окружающих, которые ему по сути безразличны, потому что он только сам себя признает в качестве оценщика; но тем не менее, такая гордость есть худший из пороков, который достаточен для погибели человека, даже если больше он ничем не согрешит. Дай Бог нам не впасть в этот грех.
Мы должны внутренне умереть для мира. Хотя, по нашим обязанностям, которые мы несем в миру, мы внешне должны многим интересоваться (далеко не всем, что нам доступно, но все-таки достаточно многим), но внутренне мы должны все время иметь некую тишину, которая бывает по-настоящему только у тех, кто умер для мира. И вот к этому нас приглашает и нынешние дни. Потому что только после смерти для мира Господь воскресит нашу душу и даст ей жизнь будущего века. Причем, как говорят святые отцы, воскрешение души может произойти еще до всеобщего воскрешения мертвых. Еще в этой жизни мы можем получить, если захотим, воскресение души. Вот насколько назидательной является для нас последняя неделя Святой Четыредесятницы и предпоследняя неделя Великого поста.
Надо стараться следить за богослужением. Те, кто приходят в храм только на Пасху, теряют очень многое из того, что можно было бы получить через участие в богослужении в будние дни поста. И вот, через богослужения Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, будем настраиваться на Страстную Седмицу. Подчеркну, что на Страстной Седмице важно ходить на богослужения не только в четверг, пятницу и субботу, но, если есть физическая возможность, очень желательно ходить в понедельник, вторник и среду и причащаться в каждый из этих дней. И тогда мы сможем завершить пост и подготовиться к Пасхе так, как нас учит Церковь, а не так, как мы сами придумываем. И тогда мы, может быть, хотя бы немножко лучше усвоим хотя бы немногое из того многого, что предлагает нам Церковь. Аминь.