Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии от Матфея известный рассказ о том, как Христос ходил  по воде, и как потом Петр ходил по воде. Этот рассказ у всех евангелистов так или иначе присутствует, но уже у Матфея и других синоптиков непонятно, когда это было, зачем и для чего. С некоторым трудом,  но можно понять это из Евангелия от Иоанна, потому что там сохраняется какая-то более точная географическая привязка, но там тоже все довольно запутано, потому что там есть одни детали, которые говорят, что хождение по воде происходило при пересечении озера Геннисаретского на севере Израиля в юго-западном направлении от окрестностей Капернаума к Тивериаде, а есть другие детали, которые говорят, что направление было ровно противоположное, на северо-восток — от окрестностей Тивериады к окрестностям Капернаума.

Это просто признак того, что география Евангелия от Иоанна – это не только здесь проявляется, а много еще где – совершенно перепутана. Потому что тот текст, который мы имеем, получился из сложения разных других, и в каждом из них география была своя. Но в Евангелии от Иоанна, в отличие от  прочитанного сегодня текста Евангелия от Матфея, гораздо легче понять смысл этого события в связи с остальными событиями евангельскими.

Именно там исходное направление с севера на юг: начинается движение с севера, и дальше Христос идет на юг, пока не доходит до Иерусалима. Все это движение уподобляется новому Исходу. Христос как новый Моисей ведет Новый Израиль и дает ему Новый Закон.

С чего начинается Старый Исход? Старый Исход начинался с перехода через Чермное море. Поэтому Новый Исход тоже начинается с перехода через море, только море теперь другое. И само направление движения теперь противоположное. И потом там будет дарование Нового Завета, который Христос объясняет.

На протяжении всех Евангелий Христос представлен как новый Моисей. Он как новый Законодатель Моисей, через Которого дается Новый Завет, и это не только в эпизоде хождения по водам, а на протяжении всего Евангелия. А здесь Он ведет народ через Чермное море, но есть очень важное отличие по сравнению с тем, как вел Моисей народ.

Кто там тонул, когда вел Моисей? Там тонули преследователи: «колесницегонителя фараоня погрузи», — то есть того, кто на колеснице гнал от имени фараона, то есть принадлежащие фараону войска, Бог погрузил. Мы это поем почти каждый день в канонах, и сегодня тоже это пели.

А здесь кто утонул? Никто не утонул. Но кто начал тонуть? Петр. Получается, что Петр уподобляется этим преследователям и войску фараона, которое тонуло. Через это мы видим, что наши преследователи внутри нас. То есть тот фараон мысленный, как говорят святые отцы, который нас убивает, он действует изнутри.  И именно  он чуть не утопил сейчас Петра. Конечно, он действует так потому, что мы верим ему больше, чем верим Богу. Поэтому Христос называет Петра маловером: «Маловере, почто усомнелся еси?» Маловерие именно по отношению к Богу, потому что в отношении диавола как раз мы чересчур много верим.

И вот для того, чтобы нам пройти со Христом через море – все это возможно, но не только возможно, а и необходимо, потому что иначе вообще невозможно за Ним следовать, мы просто отпадаем и все, — надо верить Ему больше, чем всему остальному, особенно чем бесам, которые нам подсказывают всякие простые, очевидные, но глубоко неправильные решения.

Надо понимать, откуда у нас опасность. Опасность у нас изнутри. Хотя бесы сами по себе это не мы, но мы их пускаем внутрь, и они действуют изнутри. Но мы можем делать даже так, чтобы это наше «внутрь» было на самом деле извне – не пускать их во внутреннюю келью души. Тогда мы пройдем вслед за Новым Моисеем – Христом – новое Чермное море, которое является морем мысленным, которым нам угрожает фараон мысленный. Фараон потонет, а мы нет.

Аминь.