Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Чудо с умножением хлебов и рыб и его символический смысл: Господь напитал всех спасенных из человеческого рода; рыба как символ Христа. Аскетическое значение чуда: мы должны получить Царство Небесное еще тут, а иначе мы не войдем в него после смерти. Чаще всего нас отвлекают от молитвы помыслы о благословных вещах — всякие попечения; как с этим бороться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии от Матфея рассказ о том, как Господь напитал пятью хлебами и двумя рыбами несколько тысяч человек. И конечно, хотя эта история когда-то произошла на самом деле, в Евангелии она рассказана не поэтому, да и произошла она в свое время тоже не для того, чтобы просто совершилось какое-то чудо, а для того чтобы через это чудо открыть некий сокровенный и символический смысл. И этот смысл раскрывают нам святые отцы в своих толкованиях на эту историю. И можно сказать, что ни одно из этих толкований не исчерпывает всего того смысла, который содержится в этой истории. Но все-таки что-то главное из того смысла, который имело каждое из чудес Господних, надо помнить, — помнить, какой в них был символический смысл, а не просто знать, что Господь мог творить чудеса (хотя, конечно, и это в какой-то степени было важно в то время, но вряд ли это важно для нас сейчас).

Многие святые отцы говорят о смысле происшедшего чуда так. Пять хлебов, кратные пяти тысячам человек, указывают на человеческую природу, которой свойственно иметь пять чувств. И поэтому то, что Христос напитал их, означает, что Он напитал в лице этих людей весь человеческий род — показал, что он может это сделать. А то, что в избытке осталось кусков, которыми наполнили еще двенадцать корзин, указывает на символическое библейское число, которое изначально появляется в Ветхом Завете как число колен Израилевых, т.е. число племен, из которых состоит избранный народ израильский; но мы знаем — и об этом говорит, в частности, Апокалипсис, — что это указывает и на тех, кто будет спасен. То есть кроме того, что Господь напитал этих людей, которые символически обозначены числом пять, в соответствии с пятью чувствами, свойственными человеческой природе, Он оставил на будущее еще 12 корзин — для других людей, которых Он тоже напитает. И это указывает на число спасенных, потому что в Апокалипсисе 12 колен Нового Израиля — это и есть все спасенные. Потому что те, кто становятся христианами, составляют Новый Израиль вместо ветхозаветного, и ветхозаветный Израиль был образом нового; и как ветхий Израиль состоял из 12 колен, так и Новый Израиль тоже состоит из 12 колен, но это не племена в буквальном смысле слова, потому что в земном смысле слова Новый Израиль это вообще не народ, а вся совокупность избранных людей, и поэтому она просто символизируется числом двенадцать. Об этом говорит Апокалипсис, на это указывают и другие тексты Ветхого и Нового Заветов и, в частности, сегодняшнее чудо, где припасенные на будущее хлебы составили именно 12 корзин. Таково, если совсем вкратце сказать и не вдаваться ни в какие подробности, основное значение этого чуда.

Может быть, тут еще следует добавить, зачем нужны были рыбы. Правда, я даже не знаю, зачем их было нужно именно две, хотя и на этот счет есть толкования у некоторых отцов. Но конечно, рыба является указанием на Сына Божия, и ранние христиане с какого-то очень раннего времени использовали рыбу как эмблему Спасителя (не как икону, а именно как эмблему), как бы иероглиф, которым записывалось имя Спасителя. Потому что греческое название рыбы по буквам было акростихом фразы — “Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель”. И поэтому христиане постоянно изображали вместо имени Божия рыбу. И вот поэтому Господь символически дает рыбу в этом чуде и в других, например, когда Он является после воскресения ученикам. Таково догматическое значение чуда.

И мы знаем, что все в Библии и особенно в Новом Завете имеет не только догматическое значение, но и аскетическое, т.е. применимое здесь и сейчас к жизни каждого из нас. Потому что хотя догматика, конечно, относится к жизни каждого из нас, но относится в общем; а вот у каждого в жизни возникают какие-то частные ситуации, в которых нужно действовать каким-то частным образом, и для этого есть некие правила, которые и составляют аскетику и отличаются от догматики, как тактика отличается от стратегии в военном деле. И вот, это чудо говорит нам о том же самом, о чем нам говорит более сжато, а потому, может быть, менее понятно, молитва “Отче наш”, в которой мы просим: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”, т.е. сегодня. Это прошение одновременно есть и прошение о том, чтобы нам не остаться без пищи, чтобы сегодня и каждый день Господь нас питал, — и в этом буквальный смысл прошения, — а с другой стороны, слово “насущный” означает и нечто большее — “надсущный”, т.е. сверхъестественный, и это уже прошение о Евхаристии, о том хлебе, который есть Плоть Христова. А также есть и другое толкование этого греческого слова у святых отцов — хлеб грядущий, хлеб, который будет, т.е. мы просим хлеб будущего века дать нам уже сегодня — эти 12 корзин хлеба будущей жизни, — чтобы мы уже сегодня входили в Царствие Небесное. И вот, из этого мы должны понимать, что Царство Небесное после смерти мы получим только в том случае, если получим его при жизни, еще до смерти. Кто совсем не получил Царствия Небесного до своей земной смерти, тот так без него и останется. Этот вывод можно сделать из тех мест Нового Завета, которые мы сейчас вспомнили, но если бы даже мы этого вывода сами не сделали, об этом нам многократно говорят и, можно сказать, предостерегают святые оцты. И поэтому наша задача — живя здесь, на земле, уже начать жить в Царствии Небесном. Поэтому мы должны не только (хотя это и необходимо) причащаться Святых Христовых Таин в Истинной Церкви, но и жить сами так, чтобы благодатные плоды Святого Причастия в нас возрастали, чтобы мы их могли усваивать. А для этого мы должны иметь упование на Бога и молитву.

И вот тут как раз возникает вопрос: а что нас чаще всего отвлекает? Потому что гораздо раньше, чем нас начнут отвлекать какие-то грубые страсти, какие-то намерения, которые мы сами будем осознавать как греховные, гораздо раньше нас будут отвлекать от молитвы какие-то вещи, которых мы не будем замечать. А не будем мы их замечать потому, что не осознаем их греховности и считаем их нормальными. И среди них самое первое, наверное, по реальной опасности и по кажущейся безопасности — это наше попечение о том, во что нам одеться, что нам есть, т.е., казалось бы, вполне благословные и необходимые попечения. Но недаром Господь в Нагорной проповеди прежде всего против них и предостерегает, говоря: “Посмотрите на цветы и на птиц, которые никаких таких попечений не имеют, и Господь о них заботится”. Тут Господь, конечно, не говорит, что мы должны упраздниться от всякой трудовой деятельности и от всякого внимания к этой жизни, но показывает, что мы не должны иметь излишних попечений. Когда мы просто обдумываем какую-то задачу, которая действительно перед нами стоит, это хорошо. Например, как накормить семью. Думать об этом необходимо. Но дальше бывает так: мы нашли уже, вроде бы, решение, но продолжаем думать дальше, дальше и дальше — нельзя ли найти решение получше, или даже вообще непонятно, почему мы никак не можем остановить своих мыслей на эту тему. Или бывает так: мы не нашли на данный момент решения, хотя мы уже много думали и применили все свои интеллектуальные способности, со всеми, с кем можно, уже посоветовались, использовали всю информацию, которая у нас сейчас есть, — и все-таки не пришли ни к какому решению. Вот тут не надо думать, что если мы бесконечно долго будем крутиться в этих мыслях и переливать из пустого в порожнее, то мы что-то придумаем. Нет, мы просто будем себя изводить и отвлекать от настоящей нашей деятельности. Потому что в таких случаях тоже надо поставить если не точку, то запятую и хотя бы временно отвлечься и положиться на Бога. Это надо делать и в том, и в другом случае — и когда нам кажется, что мы нашли какое-то решение, и когда мы его не нашли. Не надо продолжать бессмысленную деятельность ума, которая просто отвлекает нас от единого на потребу, а надо в том и в другом случае предавать все Богу. Потому что, с одной стороны, если нам кажется, что мы нашли решение, все может на деле оказаться совершенно иначе, — ведь сколько раз в жизни каждого из нас бывало, что мы вроде бы понимали, как нам поступить, и ничто не предвещало чего-то плохого, но потом происходило что-то неожиданное, и все рушилось. Но если мы христиане, для нас это не может быть такой уж неожиданностью, потому что все неожиданности условны, поскольку мы всегда знаем, что может произойти все, что угодно; и потому даже неожиданности для нас не так уж неожиданны. А с другой стороны, сколько раз бывало в жизни каждого из нас, когда нам казалось, что уже все безнадежно и выхода никакого нет, а однако выход все-таки находился, потому что выход все-таки в конечном счете зависит не от того, насколько мы можем до него дойти своим умом, а от того, что пошлет Господь и как Он нас вразумит. Поэтому надо понимать, что главное это держать молитву, потому что только при молитве деятельность нашего ума будет эффективной, и только при молитве, даже если деятельность нашего ума будет недостаточно эффективной для разрешения какой-то житейской ситуации, Господь нас все равно выведет. Поэтому наше дело — в первую очередь молиться, во вторую очередь думать, а в третью очередь вдаваться в какие-то попечения, и вообще вдаваться в них нужно поменьше, от сих до сих, понимая, что о всех попечениях не попечешься. Аминь.