Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня за богослужением мы читали о том, как должно было произойти Рождество Христово, о том, как об этом предрекли разнообразные пророки, и о том, как об этом предрекали разнообразные события ветхозаветной истории. А потом мы читали в Евангелии от Луки также о том, как оно произошло. И именно сегодняшняя служба больше всего рассказывает нам о том, как происходила подготовка к Рождеству Христову. Почему надо было заранее рассказать о том, как это произойдет, — рассказать и непосредственно, в виде пророчеств, и в виде каких-то событий церковной истории, но истории еще, конечно, ветхозаветной, ветхого Израиля, который тоже был ветхозаветной Церковью, — зачем это было нужно? Затем, чтобы когда это уже на самом деле произошло, чтобы все узнали, что это действительно родился Мессия, что в мир пришел Мессия. Потому что Мессия — это Тот, о Котором изначально дано откровение, чтобы мы знали заранее, что Он Тот, Кто спасет людей. И для того чтобы Его могли узнать и не пойти за различными ложными мессиями, Господь постоянно, до самого времени Рождества Христова, вплоть до Иоанна Крестителя, как мы помним, давал разнообразные пророчества через богодухновенных людей, пророков, а также через богодухновенную историю Израиля, который, как народ, тоже был как бы коллективным пророком, для того, чтобы народ израильский мог принять Мессию, а через него и все остальные народы.

И вот в этих-то событиях, и в этих пророчествах, о которых сегодня шла речь, очень многое говорит нам о событиях и последующей церковной истории. Потому что недаром повторяют апостолы и все святые, недаром повторяет все наше богослужение, что происходившее с Христом будет происходить и со всеми теми, кто пойдет Его путем. Как говорит апостол, “все, хотящие во Христе Иисусе благочестиво жить, гонимы будут” — как, собственно, уже в момент Своего рождения был гоним Христос, когда пришлось семейству праведного Иосифа вместе со Христом, еще новорожденным Младенцем, бежать в Египет. И мы не должны смущаться, когда такое происходит и с нами, а вместо этого должны обращаться к событиям церковной истории, к житиям святых и наипаче, конечно, к Самому Господу Иисусу, взирая на примеры того, как был гоним Он.

Как вообще происходила и как развивалась вся церковная история? Все время подчеркивалось, что Христос победит, что Христос Бог победит дьявола и грех, который творится в мире, только за счет того, что сила Его совершится в немощи. Посмотрим, о чем говорит пророк Михей. Он говорит о том, что Мессия — а “Мессия” это по-еврейски “Христос”, — родится в Вифлееме. А почему в Вифлееме? Потому что, как говорится у пророка, это маленький город, который как бы сам по себе ничем не примечателен. И пророк указывает этим, что нечто слабое и неважное, не Иерусалим, не Сион, а этот город даст Мессию, несмотря на то, что “от Сиона изыдет закон”, и что Сион как центр всегда сохранял свое значение, и потом, конечно, Мессия пришел туда. Сами события израильской истории, о которых говорилось в паремиях, это тоже сплошная история поражений. Например, отроки в Вавилоне, которые были брошены в темницу и ожидали казни, а потом были брошены в горящую печь, потому что отказались участвовать во всеобщем идолопоклонстве. Но что было явлено во сне царю насчет того, что будет с разными великими царствами? Ему приснился сон, о котором мы читали, об огромном колоссе, который был создан из самых крепких материалов, самых крепких металлов, но оказался на глиняных ногах. И когда камень, который и прообразовал Христа, был пущен под ноги этому колоссу, то он упал и разбился, несмотря на то, что был сделан из самых крепких материалов.

И вот, мы видим, как рождается Христос: само это событие произошло в бедной семье, и даже не в доме, а в каких-то яслях для скота, — то есть Он родился даже не в человеческих, а, в буквальном смысле этого слова, в скотских условиях, то есть еще хуже, чем в человеческих; даже бедняки рождались в лучших условиях, чем родился Христос. И кто к Нему пришел первый? Тоже люди, которые, казалось бы, никакого значения в обществе не могли иметь, — какие-то пастухи. Но зато с этими пастухами были Ангелы, а потом с волхвами была звезда, которая тоже была послана Богом, чтобы открыть им Мессию, а с царем Иродом не было Ангелов и звезды, и царь Ирод был обманут. И другое также немаловажное событие вспоминается сегодня из книги Чисел, когда пророк Валаам, вроде бы настоящий пророк, каким он считался, должен был проклясть колено Иудово; к нему потому обратились, чтобы он это сделал, и он хотел это сделать, — но вместо того, чтобы изречь проклятие, изрек благословение.

И вот, все это показывает как мы, христиане, когда хотим поступать по христианским заповедям, соответственно с самим нашим христианством, оказываемся все время на стороне слабого. То есть для христианства типично быть на стороне слабого, а не на стороне сильного. И именно тогда христиане и побеждают. Тогда проклятья, которые хотят изречь на их головы, обращаются в благословения; тогда колоссы на глиняных ногах рушатся, и оказывается что те, кто возводят эти колоссы, думая о своем великолепии и величии, не посмотрели на то, какие у них ноги. И оказывается тогда, что те, кого пытаются гнать цари, сами становятся царями. Хотя, конечно, если мы вспомним, каким Царем стал Иисус, когда Он отвечал на вопрос Пилата, то мы поймем, что это не есть победа на земле, которую мы и искать не должны.

Также мы должны отметить про себя, что те, кто способствовал прообразовательно или буквально Рождеству Христову, не сидели сложа руки, думая что Господь за них все сделает. Конечно, “аще не Господь созиждет дом”, говорит царь Давид, “всуе трудишася зиждущии” его — если Господь не построит дом, то зря его строили строители, ничего у них не получится. Но если они и строить не будут, то тогда у них уж точно ничего не получится. Это напоминает и одну современную притчу о некоем человеке, который все время молится: “Господи, пошли мне денег, пошли мне выигрыш в лотерею”, — но ничего у него не получается, он ропщет на Бога, и, наконец, Бог ему говорит: “Ну, ты хотя бы билет-то лотерейный купи”.

И вот поэтому мы должны трудиться, мы должны накопить денег хотя бы на лотерейный билет, хотя бы все-таки его купить. И заметим, что так же делали и волхвы, которые все-таки обманули Ирода, не пошли и не рассказали ему о месте рождения Христа, когда поняли, что не надо этого делать. Так же делал и пророк Даниил, который истолковал Навуходоносору его сон. Так же делали и Иосиф с Марией, Святое Семейство, когда они, вместо того, чтобы оставаться на месте, предоставив Богу спасение Отрочати, вместо этого бежали в Египет и не просто бежали, но долго там оставались, пока Ирод не умер. То есть все делали то, что они могли сделать на земле, для того чтобы победила правда. Это, конечно, ничтожно мало. Но если этого “ничтожно мало” не делать, тогда не будет ничего. То есть мы должны делать то, что от нас зависит. Не в том дело, что мы, делая то, что от нас зависит, делаем что-то великое или хотя бы значительное в сравнении с тем, что действительно нужно для того, чтобы победила правда, — но в том, что мы сами должны быть в этой правде, и делать то, что можно для нее, каким бы незначительным это ни казалось и даже ни было на самом деле.

Вот это и есть главный принцип всякой — хочется сказать — церковной политики. Потому что, конечно же, при жизни в нашем приходе, когда все время церковь истинная в целом подвергается различным искушениям, и когда, в частности, наш приход все время подвергается каким-то своим искушениям, которые, даже может быть, свойственны именно ему, а не Церкви в целом (я имею в виду всю Истинно-Православную Церковь), в это время люди, естественно, начинают думать, что “вот, какая перед нами большая сила”, что ее “не сломить”, что “наше дело пропало” и так далее. Но на самом деле, если наше дело христианское, то против нас всегда должна быть большая сила, которая заведомо превышает, причем во много раз, нашу силу. Но мы должны понимать, что эта сила всегда является колоссом на глиняных ногах. Мы должны заботиться о том, чтобы с нами была правда Божия, а для этого мы прежде всего должны стоять в православной вере.

Если мы гонимы за то, что исповедуем православную веру, то тогда никакого вреда нашей душе никто не нанесет, и более того, даже какой-то вред для приходской жизни — что кто-то, может быть, не получил нужного окормления церковного, — этот вредтоже кажущийся,потому что те, кому это нужно — все-таки мы должны здесь верить Господу, — это окормление получат так или иначе, пусть даже в каких-то ненормальных условиях; а кто не получит, тем оно было и не нужно, и, вполне возможно, они не воспользовались бы им и в более благоприятных условиях. А мы должны просто смотреть, чтобы за нас была православная вера, чтобы не мы были хульниками православной веры, а наши гонители; мы же должны исповедовать православную веру; то же самое относится и к канонам. Если же у нас есть по человечеству какие-то прочие немощи и грехи, то мы должны в них каяться, но понимать, что мы виноваты в любом случае Богу, а не дьяволу, и именно перед Богом мы должны каяться, а не перед нашими гонителями, которые если и используют какие-то наши прегрешения и ошибки как повод для этих гонений, то они это делают не из любви к правде, а просто потому, что находят возможным их так вот использовать.

И мы должны понимать, что на самом деле успех наших гонителей, если мы гонимы за правду, будет только лишь в такой степени, в какой это попущено Богом, а Богом это будет попущено только в такой степени, в которой это полезно для нашего вразумления и исправления. И тем меньше будет эта степень, чем быстрее мы будем исправляться и вразумляться — то есть, прежде всего, жить по догматам и канонам, хранить православную веру, а во вторых, просто быть христианами в своей повседневной жизни, то есть молиться, исповедоваться и причащаться и все-таки иметь память Божию во всех наших делах — не только тогда, когда мы идем в церковь, но и в бытовых делах тоже.

И вот тогда Господь Сам будет разводить перед нами воды Чермного моря и реки Иордан, от обхождения вокруг стен Иерихона они сами будут падать, и проклинающие нас будут поневоле нас благословлять, думая что таким образом нас проклинают, колоссы на глиняных ногах будут падать, и ничто не остановит победу Православной Церкви над этим миром. Но эта победа, как мы должны помнить — это победа над миром, потому что Господь говорит: “в мире скорбны будете, но дерзайте: Я победил мир”, — но это не победа в мире, потому что в мире христиане будут скорбны. Но мы должны одержать победу над миром, чтобы мир не мог влезть в наши души, и не мог победить нас — чтобы мы вместе с миром и вместе с теми, кого мир уже победил, не оказались осуждены. Аминь.