Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, и о них, конечно, можно сказать очень много. Почему они первоверховные? По сути дела, тогда уж первоверховным является и Иаков, брат Господень, который тоже не из двенадцати, как и Павел. Действительно, говорить о них можно много, а на один раз приходится взять только одну тему.

Вот о чем нам можно сейчас сказать, что особенно актуально может быть в связи с апостолом Павлом. Про апостола Павла можно до сих пор прочитать в плохих учебниках, — а те учебники, которые на русском языке, все без исключения плохие, — о том, что он создал Церковь язычников, и что, хоть и был сам иудеем, но ушел от иудейских обычаев, и в отличие от той христианской Церкви, которая существовала до него, он создал новую Церковь для язычников.

Правильное в этом только то, что он особенно стал проповедовать язычникам. Конечно, он не был первым – это раньше началось, мы читаем про апостола Петра и сотника Корнилия, — но он стал это делать масштабно и поставил  вопрос ребром: для того, чтобы обращались язычники, им нужно как-то изменить обычаи. Да, это все было и разрешалось апостольским собором в Иерусалиме. Но почему я сказал, что так было написано в плохих учебниках?

Во-первых, потому что в Церковном Предании ничего такого нет. В Церковном Предании говорится о том, что апостол языков проповедовал ту же самую Церковь, никакого нового отношения к Ветхому Завету это не имело. Какое отношение Церковь имела к Ветхому Завету до апостола Павла, такое же отношение было и у апостола Павла и после апостола Павла. Что же это за отношение?

Христос говорит, что небеса прЕйдут, а ни йота, ни черта в Законе не прЕйдет. Он же говорит в другом месте, что Он пришел не разорить Закон (то есть не испортить), а исполнить. И получается, что либо мы должны признать, что апостол Павел противоречит Христу, что Он пришел не исполнить Закон, а какой-то свой Закон дать, облегченный вместо того, который был, либо понять, что там все-таки сложнее. Вот современная наука говорит об апостоле Павле, что все было сложнее, что он просто действовал в рамках нового понимания старого – старозаветного Закона христиан и новозаветного.

Поэтому, когда говорится, что одни обрезываются, а другие не обрезываются – наверное, это самое заметное различие, было разрешено не обрезываться тем, кто из язычников, — то это не означает изменения сути Закона, который включает и обрезание. Духовно все остается, а вот телесно может быть и все по-разному. Может быть так, что с точки зрения светского ума это значит нарушать, но, на самом деле, что значит исполнять, а что нарушать, решает только Господь Бог – Тот, Кто господин и субботы, если сказать о другом примере.

Поэтому мы должны не сами решать, что вот это соблюдает Закон, а это нарушает, а мы должны обратиться к Откровению Божиему, которое совершенно четко нам говорит, недвусмысленно, что это соблюдается, пусть даже на языке другой культуры это выглядит как нарушение.

И вот чему это нас научает в современности? Не просто очень многому, а жизненно важному для Церкви современной вообще и для жизни, может быть, многих из нас. Потому что совершенно понятно, что мы наследовали церковную жизнь в некоторых формах XIX  века. Причем, те формы, в которых мы унаследовали церковную жизнь, отчасти были не церковными, а разлагающимися – это то, что сохранялось в Зарубежной Церкви и внешним образом сохранялось без таинственного содержания в Московской патриархии, или в формах, связанных с христианским бытом Катакомбной Церкви.

Понятно, что сейчас очень немногие из современных людей могут так жить, и, возможно, из наших прихожан таких даже совсем нет. Что это означает? Что мы должны выбирать между Церковью и нецерковью, если мы не можем так жить? Конечно же, нет. В истории Церкви было очень много разных образов жизни, очень много разных культур, и список никогда не был закрыт. Понятно, что если Церковь на земле будет существовать дальше, то будет и дальше принимать новые формы.

Поэтому сейчас мы, конечно, все поневоле оказались – не потому, что мы так захотели, а потому что мы просто в это брошены, — в поиске новых форм церковной жизни. Надо держаться нашей веры, стараться исполнять то, что велит Господь, а в какой форме и как исполнять — мы идем путем молитвы, чтобы Господь нас вразумил, но неизбежно это путь проб и, особенно, ошибок.

Надо сказать, что право на ошибку есть. Нет  права на то, чтобы очень сильно упорствовать в тех ошибках, в которых тебя уже как-то обличили, но не более того. Конечно, мы не должны – вот к чему я веду – поддерживать церковную какую-то субкультуру, чтобы всем ходить в одинаковых, скажу по-современному, «прикидах», по которым можно сразу узнать православного издали, — хотя на самом деле, конечно, где-нибудь  в Америке можно таких православных перепутать с ортодоксальными иудеями или мусульманами. Внешне может совершенно не быть различия.

Во всяком случае, наша задача состоит в том, чтобы  брать то, что действительно является необходимым. А что является необходимым? Необходимым является не та или иная форма жизни, а является та или иная форма молитвы. А именно, постоянная молитва является необходимой – об этом говорит апостол Павел.

Если мы, по возможности, молимся часто и всегда, используем для этого церковные службы — а церковные службы могут служить только подпоркой для того, чтобы мы в остальное время нашей жизни, которое является преобладающим по сравнению со временем, проводимым в службах, могли молиться, когда мы оказываемся предоставленными сами себе, когда мы работаем и, особенно, когда мы отдыхаем, — то надо, чтобы мы, начиная отдыхать от наших многочисленных или малочисленных трудов, не отдыхали от Бога и от Церкви, чтобы наш отдых был душеполезный.

Об этом надо подумать заранее, еще до того, как мы начнем отдыхать. Чтобы мы не «тупили» перед телевизором или, как современное поколение, перед компьютером и в социальных сетях – по себе знаю. Это не значит, что туда нельзя выходить и ничего там смотреть нельзя, но надо помнить, что когда посмотрел то, что мне надо, то уже и хватит – надо уметь переключаться. А когда «я вот сейчас это посмотрю и еще вот это», то надо понимать, что этим путем идти не надо. Вместо этого надо что-то почитать – молитвы и что-то душеполезное. Это всегда необходимо. И вот будем на это настраиваться.

Аминь.