Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Поздравляю с нашим главным праздником, который наконец-то наступил. Он наступал в таких необычных условиях и вот так необычно наступил. Но вспомним наш жизненный опыт — скромный и самый маленький. Все мы знаем, что человек начинает веровать в Бога не совсем тогда, когда он решает, что он верует в Бога, а немного позже это начинается, хотя, может быть, и быстро заканчивается, а если не заканчивается, то тогда углубляется.

А когда же человек начинает быть уже по-настоящему верующим? Когда вера появляется на месте какого-то желания уверовать, на месте первой интуиции о том, что, скорее всего, как вера говорит, так и есть? — Тогда, когда он делает какие-то поступки. Тогда, когда он делает поступки вопреки всякой житейской очевидности только для того, чтобы поступить по своей вере. Когда он понимает, что вот так действительно правильно, что нужно жить так, как Господь его спасает и указывает — вопреки всяким очевидностям и иногда прямо какими-то чудесами большего или меньшего размера. Размер чудес вообще не очень важен, а важно, что человек понимает сам, что  это не могло быть обычным путем. Вот тогда он и становится верующим. Это у нас так в жизни, и это относится и к богослужению.

Сейчас многие люди совершали ночное богослужение в одиночестве или в каких-то совсем маленьких группах типа семьи. А мы тут совершали не в одиночестве, но тоже маленькой группой и в пустом храме, что тоже на Пасху, конечно, совершенно необычно. И то, и то – ненормально. Но мы ведь любим сами петь на церковном богослужении «ныне силы небесныя с нами невидимо служат», или что мы изображаем херувимов – «иже херувимы тайно образующе».

Вообще много поем о том, что с нами в богослужении участвуют ангелы. Мы их не видим житейскими, земными нашими очами – надеюсь, что нет, потому что если их кто-то видит, то это может оказаться не очень хорошо. Как бы то ни было, ангелы присутствуют на наших службах, и не требуется их видеть. И это касается не только ангелов, а всеобщего единства христиан. Церковь на каждой службе присутствует полностью.

Мы считаем, что в каждой частице причастия целиком Тело Христово – это так и есть. Но так же надо понимать, что в каждой группе верующих тоже целиком вся Церковь, даже если это группа из одного человека – это тоже возможно. И если мы видим, что какие-то наши прихожане или не прихожане, но другие истинно-православные христиане не присутствуют здесь видимым образом, то все равно они служат с нами. И если они совершают Евхаристию, причащаются запасными Дарами, то это прекрасно. Если же они не могут это сделать по уважительной причине, то они относятся, выражаясь словами литургии Василия Великого, к «благословною виною отшедшим» — к тем, кто по уважительной причине не присутствуют на литургии. И тогда они тоже участвуют, Церковь за них молится. Поэтому, с духовной точки зрения, никто ничего не теряет.

Но почему я начал с веры? Потому что вера появляется тогда, когда мы совершаем какие-то поступки по вере, когда не по вере надо было бы поступить совершенно иначе. Вот так же понимание нашего церковного единства не только с ангелами, которых мы привыкли не видеть и легко можем говорить, что они присутствуют, потому что это нас ни к чему не обязывает, — хотя на самом деле обязывает очень ко многому, — но и когда мы не видим других людей, мы все равно должны понимать, что мы в Церкви.

Если мы верующие люди, то мы в Церкви. Отсутствие людей полезно для того, чтобы мы, наконец, это поняли, почувствовали, но сами специально мы такое делать не должны никогда, и должны всячески избегать того, чтобы это происходило, насколько это от нас зависит. Но когда это происходит без нашей воли, надо радоваться тому, что Господь дал нам понять с другой стороны то, что мы плохо понимаем – что Церковь едина, что все к ней принадлежат, все участвуют в каждом богослужении.

Вот какой у нас замечательный пасхальный подарок в этом году.

Аминь!

епископ Григорий (Лурье)