Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Цель христианской жизни — спасение души, соединение с Богом — невозможное для человека; евангельское требование любить врагов противоречит человеческому естеству в его нынешнем состоянии; если мы не будем отчаиваться, то помощь Божия нам будет непременно; невозможное станет возможным, если будет на то Божия воля, а вот есть ли на самом деле воля Божия – это и есть единственное, на что надо смотреть; нужно всегда смотреть на свои поступки и мысли, сверяясь с заповедями; делать первое, что “Бог положит на сердце”, неправильно, потому что это не Бог нам положит на сердце, а неизвестно кто и как; чудо о семи отроках Ефесских показывает, что воскресение произойдет во плоти; недаром мы причащаемся через тело — без этого не может быть никакого христианства. Те, кто не исполняет, как они думают, “внешних обрядов”, ссылаясь на то, что “главное — что в душе”, совершенно вне Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали в Евангелии историю о том, как Христос шел по воде, и, видя это, Петр попросил разрешение и ему пойти. Получив разрешение, Петр пошел, но потом вдруг стал тонуть. Господь объяснил, почему так произошло, словами: “Маловере, почто усумнелся еси?” — то есть “почему ты, маловерный, засомневался?” Как засомневался, так стал тонуть.

Конечно, это показывает весь образ нашей христианской жизни. Христианская жизнь в принципе имеет своей целью невозможное для человека, причем, в большей степени невозможное, чем ходить по воде, – спасение души, соединение с Богом. Соединение с Богом человеческими усилиями невозможно. Но Господь Сам к нам приходит тогда, когда мы для этого что-то делаем.

Господь в Евангелии говорит об этом: кто заповеди Мои соблюдет, к тому Мы придем с Отцом и обитель у него сотворим. Это все, конечно, и происходит, но для этого мы должны соблюдать заповеди. Причем не только заповеди, которые сами по себе не столь уж просты, но и те рекомендации, которые даются в Евангелии. Как же соблюдать такие рекомендации, которые заключаются, например, в том, чтобы любить врага своего?

Это совершенно противоречит человеческому естеству, — по крайней мере, в его нынешнем состоянии, — но, тем не менее, это от нас требуется. Здесь мы должны понять, что от нас требуется действительно то, что невозможно. Но если мы будем стараться делать это с верой, то тогда у нас это будет получаться, причем, конечно же, не сразу. Вообще говоря, у нас будет не получаться. Но если у нас будет не получаться, а мы все равно это будем делать, то тогда понемножку будет появляться результат наших стараний.

Но воспринимать этот результат мы будем совершенно иначе, потому что нам будет казаться, что у нас совершенно ничего не получается, мы будем видеть, насколько мы далеки от того, к чему надо стремиться, и ощущение того, что мы становимся все хуже и хуже, будет усиливаться. Но если мы не будем отчаиваться от осмысления того, что, оказывается, мы не такие хорошие, как думалось раньше, а как раз очень плохие, то помощь Божия нам будет непременно.

Отчаяние приводит к отпадению от Бога. Оно может быть быстрым или не очень, но будет обязательно. Сами мысли о том, что мы раньше думали о себе, что мы хорошие, а оказалось наоборот, показывают нам на гордость. Теперь мы должны делать такой вывод: Господи, помоги мне исправиться хотя бы в тех моих прегрешениях, которые Ты мне показал; раз уж я их вижу, то постараюсь от них избавиться, но прошу Тебя о помощи.

Вот так происходит христианская жизнь. Конечно, на практике нам придется делать какие-то вещи, которые мы раньше никогда не делали, и даже более того: нам придется делать те вещи, о которых мы раньше думали, что они для нас невозможны. Вероятно, даже не теоретически, а на реальном опыте мы убеждались, что некоторые вещи для нас невозможны.

Тут важно смотреть вот на что: для нас не должно быть важно, возможны ли или невозможны для нас какие-то вещи, потому что невозможное станет возможным, если будет на то Божия воля, а вот есть ли на самом деле воля Божия – это и есть единственно важное, на что надо смотреть. Если мы захотим совершить какую-нибудь добродетель, например, кого-нибудь облагодетельствовать, и так далее, но просто потому, что мы так решили, потому что подумали, что вот как будет здорово, если это сделаю я, — то тогда, конечно, это никакая не воля Божия, а собственная гордость.

Всегда нужно смотреть на свои поступки и мысли, сверяясь с заповедями: действительно ли я здесь должен вмешаться, действительно ли я здесь должен вмешаться по Божией воле или по какой-то другой? На все нам ответят заповеди: когда я должен возвышать свой голос, что меня касается, что не касается. Так основную часть случаев мы разберем.

Если после такого анализа ситуации мы все-таки придем к выводу, что все же надо что-то сделать, то необходимо понимать, что принять окончательно такое решение с помощью логики нельзя. Чтобы принять правильное, согласное воле Божией, решение, надо помолиться, предать себя Его воле. Тогда и будет ясное понимание того, что нужно делать. Но, повторюсь: делать первое, что “Бог положит на сердце”, неправильно. Если с этого начинать, то такая тактика приведет к ложному результату, потому что это не Бог нам положит на сердце, а неизвестно кто и как.

Для того, чтобы был правильный результат, надо молиться. Господь нам Свою волю дает в общих чертах, и Он ее уже открыл через Священное Писание, через заповеди, через рекомендации, и мы их должны знать, обязаны знать, если у нас есть возможность это почитать. Это мы должны применить к себе прежде всего, но чтобы понимать волю Божию, этого недостаточно: надо молиться. Чтение Писаний, восприятие заповедей, размышление о них должно сопровождаться молитвой, потому что без молитвы мы обязательно сделаем очень грубые ошибки.

Сегодня я еще хочу сказать о семи отроках Ефесских. Действительно, было чудо, о котором противоречиво рассказывают разные легенды, и не только христианские, но и мусульманские. Но суть всех этих легенд в том, что семь отроков заснули, а потом проснулись через очень долгое время. В одних легендах говорится, что они заснули в середине IIIвека при императоре Декии, когда было самое сильное за всю историю гонение против христиан, а проснулись при Феодосии Младшем, в первой половине Vвека. В других легендах (и, в частности, в богослужении сегодняшнего дня) имена императоров не называются, но зато сообщается, что отроки проспали не полтора-два столетия, а три с половиной. Но всегда бывает, что разные рассказы об одних и тех же святых не совпадают в деталях. А вот сама же пещера, в которой они спали, до сих пор сохранилась. Эта пещера рядом с городом Ефесом. Последним из тех, кто видел мощи этих отроков и писал об этом, был русский паломник игумен Даниил. Он посетил эти места в XII веке, когда уже там не было Византии, а земля принадлежала туркам.

Само чудо с отроками произошло в первые века христианства. Во время очень жестоких гонений на христиан семь юношей отказались принести жертвы идолам. Эти семь юношей решили переждать какое-то время и укрылись в пещере. Однако их выследили, и наказание было исполнено: вход в пещеру был замурован, отроки должны были умереть от голода и жажды. Так должно было произойти, но совершилось иначе – они там заснули, и очень надолго. А когда проснулись, то оказалось, что они могут выйти из пещеры. Тогда они послали одного из своих товарищей в город принести им еды, думая, что прошло совсем немного времени. Но сначала он увидел на городских воротах крест. А когда он на рынке предъявил старинную монету, то окончательно убедился, что происходит что-то не совсем обычное вокруг. Люди стали его расспрашивать, в итоге все пошли к пещере, в которой всех отроков нашли живыми. После того, как чудо стало всем очевидно, и жители города были обрадованы встречей с невредимыми мучениками, отроки заснули опять, но теперь уже навечно до всеобщего воскресения.

Их нетленные тела так и остались в этой пещере. Паломники ходили к этим телам в течение многих столетий, до XII века включительно. Но в этих местах было множество войн,и в результате мощи исчезли, к сожалению.

О чем нам говорит вот такое странное житие, такой странный образ мученичества?

Господь может показать самые разные чудеса. Чудо об отроках Ефесских важно для нас тем, что оно показывает нам воскресение мертвых: душа наша бессмертна, и плоть тоже может не разрушаться. Это показывает факт того, что их тела так и остались нетленными. Тогда это чудо истолковали именно как чудо во уверение о воскресении мертвых, а точнее, о том, что мертвые воскреснут с телом, и именно с тем самым телом, которое было у них при жизни.

Мы сейчас даже не спорим о том, воскреснет ли наша плоть тоже или не воскреснет, потому что наша цивилизация сейчас об этом не думает, ей все равно. По сути мы часто являемся сейчас такими же носителями еретического утверждения относительно плоти. Ориген и разные его последователи считали, что такая плоть, в которой мы сейчас находимся, не воскреснет.

Мы часто не понимаем, что христианами мы можем быть не только когда у нас душевное устроение правильное, но и когда телесная жизнь у нас будет правильная. Недаром мы причащаемся через тело. Без этого не может быть никакого христианства. Но если тело не менее важно, чем душа, то тогда получается, что необходимо вспомнить, о чем говорит апостол Павел. Он говорит о том, что, во-первых, грехи, которые касаются тела, являются совершенно недопустимыми, и если они совершены, то в них надо каяться, и, может быть, длительно. И вообще, в Церкви существует разнообразная дисциплина, которую надо соблюдать. Во-вторых, никогда нельзя говорить так, как сейчас говорят многие: мол, я — верующий, но главное, что в душе; поэтому соблюдать всякие внешние обряды мне необязательно.

Да, действительно, главное то, что в душе. Душа управляет телом, поэтому душа главнее. Но если в душе есть что-то, а в теле этого нет, то это значит, что мы сами себя обманываем. На самом деле этого нет ни в душе, ни в теле. Поэтому если человек говорит, что в душе у меня вера, и зачем мне эти обряды, зачем мне эти посты, зачем мне ходить в церковь, зачем причащаться регулярно, если я когда-то там уже причастился, — то этот человек чего-то не понимает. Значит, он верует неправославно.

Понимать эти азы – значит понимать основы православной веры. Верой в то, что тело – это очень важно, что воскресение будет в плоти, воскресли сегодняшние отроки. Поэтому будем стараться понимать все, чему нас учит православная Церковь, никогда в этом не сомневаться, а думать и принимать на веру все, что, действительно, является учением Церкви.

Аминь.