Как высчитывается дата праздника Зачатия Иоанна Предтечи и почему она важна. Аскетический и богословский смысл праздника: мы должны не просто верить, что Бог есть, а верить Богу. Заповедь о любви к Богу и ближнему. Разделения в иудейском мире по поводу учения о божественности Мессии.
Противоречия в Писании должны побуждать не останавливаться на буквальном, а искать более глубокий смысл. От нас требуется вера, основанная на любви к Богу, а из этой любви проистекает любовь к ближнему. Поставление любви к ближнему на первое место может привести к отпадению от веры в Бога. Доверять Богу страшно, но когда мы начинаем это делать, мы убеждаемся, что Господь никогда не отступает и не посрамляет.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память зачатия Иоанна Предтечи святыми праведными Захарией и Елисаветой. Почему этот праздник совершается именно сегодня, 23 сентября по церковному календарю? Потому что этой датой Церковь указывает нам, что она исходит из того предания, которое и зафиксировано во многих источниках, что Захария был не просто священником, как об этом сказано в Евангелии, а именно Первосвященником. И он совершал свое каждение не просто где-то в храме, а именно во Святом Святых, куда священник входил один раз в год, 10 числа месяца тишри, который в то время более-менее соответствовал сентябрю. А в церковном календаре чаще всего с датами еврейского календаря поступали так: не смотрели на то, что один календарь лунный, а другой солнечный, и следовательно, месяцы совпадать друг с другом не могут; об этом прекрасно знали, но не обращали на это особого внимания, и поэтому 10 тишри приняли за 10 сентября. Т.е. именно 10 сентября архангел Гавриил явился Захарии в Святом Святых. А зачатие могло произойти только тогда, когда Захария вернулся домой. А когда он мог вернуться? С 10 до 15-го он продолжал служить, потому что 15-го был праздник Кущей, и уйти Захария никуда не мог. Но праздник Кущей сам по себе занимает неделю, и поэтому последний день, когда еще совершалось его служение, это было 22 число месяца тишри, которое условно принято в Церкви как 22 сентября. А так как священники почти все жили не в Иерусалиме, куда они приходили только во время праздников и своей чреды, а в разных городах, то Захария только на следующий день после того, как закончил свое служение, пришел домой, и в этот же день, т.е. уже 23-го, совершилось зачатие Иоанна Предтечи. А отсюда уже высчитывается, что 23-е или 24-е июня – это Рождество Иоанна Предтечи (в разное время это праздновалось в разные дни; сейчас у нас это 24-е). Т.е. видите, как расчет этой маленькой даты сегодняшнего праздника связан уже с гораздо большим праздником – рождеством. Но более того, он связан и с датами Благовещения и Рождества Христова. Потому что через 6 месяцев произошло Благовещение Деве Марии, и дальше уже все остальные известные события. Поэтому дата сегодняшнего праздника очень важна, и может быть, именно из-за этого календарного значения этот день и отмечается особенно Церковью.
Ну, а что произошло в этот день важного для нас с аскетической и богословской точки зрения? Захария получил от архангела Гавриила обетование, которому он не поверил, за что был наказан временной немотой. И таким образом, это событие указывает нам на то, что надо иметь веру Богу. Т.е. надо веровать не просто в то, что Бог есть (потому что Захария, конечно, всегда в это веровал, и не за это был наказан), а именно в то, что в жизни каждого из нас Бог может совершить то, что считает нужным, что для Его воли нет никаких препятствий, и более того, что мы именно на это и должны рассчитывать – на то, что Господь всегда сотворит то, что считает нужным. И как раз об этом же подробнее нам говорит то Евангелие, которое положено читать в сегодняшний воскресный день, и которое мы читали сегодня первым за литургией. Там рассказывается
о том, как некий законник подошел и спросил у Христа, какая самая большая, самая главная заповедь в Законе Моисеевом, – на что Господь ответил, что главная заповедь: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею”, – а вторая, как тут же Он добавил, подобная ей, заключается в том, чтобы возлюбить ближнего своего, как самого себя. Именно в такой последовательности.
И дальше как раз Господь, с другой стороны объясняя это иудеям, фарисеям, которые там собрались, Сам задал им вопрос: чьим сыном будет Миссия, когда придет. Они, как совершенно правильно наученные из Закона, дали совершенно правильный ответ, что Он будет сыном Давидовым – именно из потомства Давида должен произойти Мессия. И тогда Господь их спросил: как же тогда сам Давид в одном из псалмов называет Его своим Господом, что не может быть совместимо с тем, что это его сын: “Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене”, – есть такая строчка в псалме, где сам Давид обращается к Мессии как к Господу. И фарисеи не знали, что на это ответить, потому что фарисеи не верили в божественность Мессии. Еще гораздо раньше, за несколько веков до того
времени, когда происходил этот разговор, иудеи разделились на тех, кто веровал и понимал, что Мессия, хотя и родится как человек, но будет Богом (и первый ветхозаветный текст, который об этом говорит, – это книга пророка Даниила, где выражение “Сын Человеческий” означает как раз
Бога, а не просто сына человеческого), и тех, которые в это не верили, и это было одним из догматических расхождений времени еще до пришествия Христа. И поэтому пришествие Христово, когда одни уверовали, что Мессия пришел, а другие окончательно утвердились в своем неверии, расставило все точки над i, т.е. завершило то разделение, которое еще до воплощения Христова началось между право и неправо верующими иудеями. Таков высокий и догматический смысл того, о чем повествует нам сегодняшнее Евангелие.
Но нам всегда важно выяснить еще и другой смысл, который касается аскетической жизни каждого из нас. Здесь говорится, что вера должна быть построена не на вере в доводы собственного разума. Потому что если мы своим собственным разумом начинаем читать Писания, то мы понимаем их плоско – даже при условии, если мы понимаем их правильно. Т.е. в лучшем случае мы вместо объемного изображения видим проекцию на какую-то одну плоскость. Сама по себе эта проекция может быть и правильной, но она, конечно, дает очень малое представление о реальности. Действительно, правильно говорить, что Мессия будет сыном Давидовым: это написано в Писании, и мы действительно
должны в это веровать. Но если мы считаем, что надо веровать только в это, а не смотреть глубже, то мы безусловно отпадем от Церкви, как отпали от нее те самые фарисеи. И поэтому Писание дает нам противоречия в самом себе, чтобы побуждать нас искать более глубокого смысла. Вот, в частности, то противоречие, на которое в данном случае указал Христос, что сам Давид обращается к своему сыну как к своему Господу; это и означает, что хотя Он и сын Давида, но не только сын. Вот так мы должны читать Писание всегда. Скажем, если от нас требуется вера – т.е. то, с чего мы сейчас начали весь разговор, глядя на пример Захарии, – мы должны понимать, что от нас требуется не просто та вера, которую имеют и бесы, например, а та вера, которая основана на доверии Богу, а если сказать еще более точно, то надо воспользоваться словами сегодняшней евангельской истории – вера, основанная именно на любви к Богу. И только во вторую очередь эта любовь к Богу приводит к любви к ближнему. А очень часто у нас бывает наоборот: мы считаем, что у нас есть какая-то любовь к ближнему; мы хотим, чтобы с ним было то-то и то-то; очень часто, по крайней мере, мы хотим, чтобы он не умер (хотя мы и знаем, что мы все когда-нибудь умрем); и вот, мы уже думаем, что любим ближнего больше, чем его любит Бог. И тогда, конечно, мы к Богу доверия не имеем, отпадаем от любви Божией и от веры в Бога, хотя та вера, которую имеют бесы, у нас, может быть, при этом и остается, – не обязательно мы делаем вывод, что Бога нет, как это делают некоторые люди, видя в мире разные беды; бывают, конечно, и такие безумные люди, но чаще
мы все же остаемся при мысли, что Бог есть, – но веруем все-таки не Ему, а себе. И вот, именно поэтому любовь к ближнему является именно второй заповедью, и истинная любовь к ближнему может быть основана только на истинной любви к Богу или, лучше сказать, на истинной вере, потому что истинная вера не может быть без любви. А истинная любовь к Богу и доверие к Нему, которое и есть истинная вера, ведет нас к тому, чтобы не волноваться за наших ближних так, будто бы Господь о них не печется, а стараться о них молиться и делать для них то, что мы можем, – прежде всего для спасения их души, для того, чтобы в них укрепить веру, а уже во вторую очередь для того, чтобы помочь им и в других отношениях, в том числе в материальных.
Поэтому мы должны все время помнить и знать, что Господь нас никогда не оставит, если мы будем Ему доверять. Доверять Ему, конечно, страшно, потому что это совершенно противоречит всем нашим привычкам, всей инерции нашего ума, и не только ума, а и всей нашей жизни. Но по мере того, как мы пересиливаем себя и все-таки это делаем, мы начинаем все больше и больше убеждаться, что Господь никогда не отступает и никогда не посрамляет; и у нас для каждого будущего раза появляется все больше уверенности в том, что надо доверять Богу, – будь то в делах борьбы с нашими собственными страстями или в делах нашего противостояния каким-то внешним обстоятельствам и событиям. И вот, полагая все наше упование на Бога, как и Захария в конечном итоге это сделал, мы безусловно можем стяжать и любовь к Богу, и основанную на ней любовь к ближнему, в чем и будет состоять исполнение всех Божественных заповедей. Аминь.