Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий вторник, мы завершаем евангельское чтение, содержащее проповедь Господа Иисуса Христа на горе Елеонской. Именно сегодня главный день, к которому она была приурочена, а то, что первую ее часть перенесли на вчерашнюю службу, это потому, что так в Византии поступили для облегчения слушания.

Исторически в этот день самими первыми христианами праздновалась Пасха, точнее это был первый и главный день, и предполагалось, что будет Второе пришествие тоже в день Пасхи. Поэтому именно к этому дню было приурочено это евангельское чтение. Если вчера мы слышали, какие признаки будут второго пришествия и приближающегося Страшного Суда, то в сегодняшней части этого чтения были притчи, которые рассказывают о том, как, по каким критериям будет проходить этот Суд.

И притчи эти многим хорошо знакомы, потому что они являются Евангельскими чтениями многих других дней церковного года, а то, что особенно подчеркивается сегодня, согласно сегодняшнему богослужению, — это, прежде всего, притча о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных.

Но еще перед этой притчей Господь несколько раз говорит, что бодрствуйте, потому что вы не знаете, когда Сын Человеческий приидет. То есть все те признаки пришествия, которые Он указывал, и о которых мы вчера читали, они все-таки не таковы, чтобы можно было знать, в какой день, а тем более, в какой час, Господь приидет. Поэтому надо считать, что Он может прийти всегда. Это то, с чего начинается притча о девах.

Есть даже другая форма этой притчи, которая тоже восходит к евангельским временам. Она не попала в Евангелие, но это не значит, что Господь ее не рассказывал. Вполне может быть, что Он рассказывал в разных формах эту притчу, и она попала в богослужение сегодняшнего дня в таком виде, где не все девы спали, как мы читали сегодня в Евангелии, а где мудрые отличались от безумных тем, что они как раз не спали, а бодрствовали.

Поэтому даже в тропаре сегодняшнем говорится: “Блажен раб, его же обрящет бдяща”. Но также это относится и к девам сегодняшней притчи, потому что не к рабу же идет Жених в полунощи, как сегодня на утрене пели: “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща”. Жених все-таки идет не к рабу, а к невесте, а невеста тоже должна быть бодрствующая. Об этом и говорится в этом тропаре и в некоторых других песнопениях сегодняшнего дня.

Действительно, в древних христианских текстах есть и такой вариант этой притчи, который ничем не хуже и, разумеется, не лучше того, который рассказан в Евангелии, и одинаково нам полезен. Но вот что же означает бодрствование?

Бодрствование — это, конечно, важнейшая аскетическая добродетель, состоящая в том, чтобы все время нам иметь внимание и не принимать то, что к нам приходит от лукавого, то есть всякие недолжные помыслы, и настраиваться на молитву. Бодрствование — необходимое условие для молитвы. Бодрствование или трезвение, как иначе его еще называют, — это не есть молитва, но без этого условия никакой молитвы быть не может.

Если объяснять это житейски для тех, кто, может быть, не понимает языка наших аскетических авторов, то тоже легко это объяснить. Мы сами понимаем, что человек лучше всего проявляется не тогда, когда он знает, что за ним наблюдают, а тогда, когда он думает, что он один, и что он может делать, что хочет, потому что никого, кто может это кому-то рассказать, здесь нет, и никогда никто об этом ничего не узнает.

На самом деле то, что человек хочет, к чему он стремится, проявляется исключительно в том, что он делает, когда думает, что никто за ним не наблюдает. Например, когда мы хотим узнать какого-то человека, который, вроде бы, говорит правильные слова и в нашем присутствии делает какие-то правильные действия, то лучше всего мы его можем узнать, когда посмотрим за ним в какой-то неожиданный момент или увидим, как он себя ведет, когда думает, что мы не видим. Вот именно по этому и надо делать о человеке выводы. Но если мы можем и должны этим пользоваться для того, чтобы лучше узнать других людей, то не надо обижаться и не надо даже думать, что может быть как-то иначе в отношении нас самих. И другие люди в отношении нас самих имеют полное право такими же методами изучать, смотреть, когда мы думаем, что нас никто не видит, но и самое главное, к чему, собственно ведет сегодняшнее чтение Евангелия, — что Господь Бог нас всегда так изучает, именно этим методом.

Потому что мы можем о Нем забыть и перестать о Нем думать, но это с нашей стороны просто глупость, потому что Он нас все равно видит. И вот когда нас действительно никто не видит, мы хотим того, чего мы и хотим на самом деле. И, соответственно, если мы хотим исправляться, если мы понимаем, что хотим того, чего хотеть не должны, то мы должны обращать особое внимание на то, чем мы занимаемся, когда думаем, что нас никто не видит.

И вот в это время и надо стараться работать над собой. Вот то, что мы таким образом приобретем, то, к чему хорошему мы привыкнем, то останется с нами и в другой обстановке, при людях и так далее. Поэтому с этого надо начинать, и с этого же начинается сегодняшняя притча о Страшном Суде — о девах. Хотя в Евангелии от Матфея ничего не сказано о том, что они бодрствовали, но до и после там говорится о том, что надо бодрствовать. Конечно, такое резюме несколько неуместно, потому что рассказали о том, что все спали, а сделали вывод, что надо бодрствовать. Но дело в том, что, может быть, в Евангелии были просто разные варианты этой притчи, и потом конец от одного варианта достался другому варианту.

Кроме того, что надо быть готовым к приходу Жениха всегда, а не только в какое-то определенное время, когда мы думаем, что Он придет — скорее всего, Он как раз придет тогда, когда мы не ожидаем, поэтому не надо Его ожидать в какое-то специальное время, а надо ждать Его всегда, — но что еще особенно важного сказано в этой притче? Еще там сказано о елее, который надо приготовить.

Что такое елей? Есть два типа святоотеческих толкований. Оба правильные, только они разные, и оба святоотеческие. Первый — это тот, который особенно часто звучит в богослужении, потому что он особенно близок и понятен. Наверное, прежде всего его и надо знать. Это толкование елея как милостыни. Милость надо понимать и в материальном плане, и в нематериальном.

Если мы исполняем высокие добродетели, касающиеся нас самих, — одной из символических добродетелей тут может служить девство, — но при этом не исполняем те добродетели, которые касаются помощи ближнему, — это не только материальная милостыня, но и всякая другая помощь ближнему, которая тоже может быть названа в широком смысле слова милостынею, — то первые наши добродетели, даже если мы не для вида, а на самом деле исправляем, оказываются бесполезными и даже, скорее, вредными. Поэтому мы оказываемся юродивыми, то есть глупыми. Но мы не были бы глупыми, в этом смысле, если бы во всем жили греховно. А тут пытаемся делать сложное, но портим все тем, что не хотим делать то, что, казалось бы, более простое. Действительно, это более тяжелое состояние, в нем труднее покаяться.

Потому что человек, который не думает о добродетелях, а просто грешит, он потом может задуматься и начать исправляться. А когда ты думаешь, что уже исправляешься, то это состояние, которое в нашей аскетике называется прелестью, и выйти из него трудно.

Вот это одно толкование, которое всегда надо иметь в виду. А есть другое толкование. Оно тоже древнее, его литургически даже видно из рассказа о девах, потому что елей, которым можно помазываться, литургически (в богослужении) всегда означает благодать Святого Духа, Божественное присутствие. Поэтому то толкование, которое здесь исконно имелось в виду, связано, может быть, с древним богослужением иудейского Судного Дня, о котором Господь рассказывает в притче; она укоренена в богослужении Ветхозаветной Церкви, но так глубоко копать мы не будем. Но это толкование тоже никогда не забывалось в церковном Предании, и в относительно недавнем времени его очень подчеркивал Серафим Саровский в толкованиях притчи о десяти девах, наш любимый всенародный святой, близкий нам по времени.

Что же это за толкование? Оно толкует елей как Святой Дух. Как же нам быть, чтобы нам стяжать Святаго Духа? Об этом говорит притча: мы должны стремиться не ко всяким делам, — не просто завести себе какие-нибудь светильники, например, а только такие, которые наполнены елеем, то есть благодатью Святого Духа. То есть делать те дела, которые приносят благодать Святаго Духа.

Это Серафим Саровский называет добродетелями, ради Христа делаемыми. То есть даже наша помощь ближнему не обязательно ведь приносит душевную пользу. Помощь помощи рознь. Даже если для ближнего, действительно, что-то полезное нами сделано (уж не буду говорить про случаи, когда наша помощь для него на самом деле вред), то для нас это не всегда польза.

Например, очень часто помощь ближнему оказывается для того, чтобы установить над ним свою власть. На самом деле она далеко не бескорыстна — может быть, денег и материальных вещей от него не требуется, но требуется признать тебя в каком-то качестве благодетеля, а, может быть, даже в качестве морального авторитета, который устанавливает над ним власть.

А может быть не так все плохо, но тоже плохо, когда помощь оказывается просто из тщеславия, для того, чтобы кто-то о тебе думал хорошо, пусть даже не многие зрители, а только этот благодарный ближний. А может быть не из тщеславия, а из гордости, когда тебе все равно, что о тебе подумают люди, в том числе и благодетельствуемые, но в своих собственных глазах хочется быть вот таким благодетелем для других.

Гордость, тщеславие и самое плохое, что может быть, — это попытка установить свой авторитет, даже свою власть над человеком. Это очень часто подлинная мотивация якобы добрых поступков по отношению к ближним. Все это, конечно, для самого человека, который совершает такие поступки, идет в минус. А мотивациидолжны быть другие.

Но некоторые считают, что другие мотивации происходят от большой привязанности к этим людям. Про эти мотивации Господь в Евангелии сказал, что они тоже бесполезны, потому что и язычники творят добро тем, кто им творит добро или к кому они предрасположены, да еще, может быть, в той или иной форме блудной страсти. Это тоже не те дела, которые содержат елей Святого Духа.

А дела, которые содержат елей Святого Духа, — это дела, совершаемые не по пристрастию к своему ближнему, а просто по Божией заповеди, что надо помогать: у меня есть возможность помочь, и я ему помогаю. Вот и все, в этом как раз и состоит то, что делается ради Христа, и то, что содержит благодать Святого Духа.

Поэтому будем читать Евангелие, особенно перечитывать эту притчу, особенно, может быть, стоило бы изучить тексты сегодняшнего богослужения Великого вторника, которые очень о многом говорят, и стараться вынести это в то время, когда мы будем праздновать, если доживем до пасхальных торжеств, и самое главное — всегда иметь это в себе в течение всего года и всей жизни.

Аминь.