Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Усекновение главы Иоанна Предтечи: кровь, которая изливается на блюдо — это совершенно ясное указание на ветхозаветное жертвоприношение в День очищения; мы видим на примере Иоанна Предтечи и других пророков, а также на примере очень многих мучеников, что они все пострадали за то, чтобы другие люди приняли истинное учение Божие; очень часто проповедь Христа заканчивается на земле поражением: люди умирают в полном забвении; нормальное положение для христианской жизни: “вси хотящии благочестно житии о Христе гоними будут”, — как говорит еще апостол Павел; пример Иоанна Предтечи нам говорит, что есть вещи, о которых думать необходимо, а есть такие, о которых думать не надо или даже просто нельзя; мы должны думать о едином на потребу и подстраивать под это всю свою жизнь, и совершено не ожидать того, что на земле у нас все будет получаться.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем главный праздник в честь Иоанна Предтечи – Усекновения его главы. Главный он потому, что даже если у святого бывает несколько разных праздников в году, то из них самый главной тот, который соответствует его преставлению на небо, то есть дате его смерти.

Но конечно, сегодняшний праздник – это еще и большой символ, потому что кровь, которая изливается на блюдо – глава была подана на блюде, – это совершенно ясное указание на ветхозаветное жертвоприношение в день очищения, который по времени в ветхозаветном календаре был близок к усекновению главы Иоанна Предтечи.

В День очищения на алтарь Божий – Ковчег Завета в Святом Святых, – на имевшую форму блюда отдельную крышку Ковчега Завета стекала кровь жертвенного животного и таким образом омывала грехи всего народа. Это жертвоприношение было образом того, что совершит Христос, но также образом того, что совершат мученики. И не только те, которые будут в Новом Завете, уже после пришествия Христова по плоти, но и те, которые до этого были, начиная с пророков, продолжая мучениками Маккавейскимии тоже пророками, которые жили в уже более поздние времена, незадолго до Христа, за один или два века до Христа, и кончая сегодняшним Иоанном Предтечей.

Вот такой смысл всего этого, если кратко говорить. Когда мы читаем разные подробности в Евангелии, они всегда имеют особое значение, иначе, если бы они не имели значения, то они бы и не сохранились бы евангелистами. Потому что сколько можно было написать подробностей разных событий, которые упомянуты в Евангелии? Сколько угодно.

Мы видим любую нашу бытовую историю, и там столько разных подробностей, особенно, когда одна женщина звонит другой по телефону и начинает рассказывать, чем она занималась в течение дня, —там столько будет подробностей, что это будет прямая противоположность Евангелию во всех смыслах.

В Евангелии подробности тоже бывают, и, казалось бы, иногда такие мелкие, как сегодня, что глава подается именно на блюде, но они имеют какой-то огромный смысл, если все-таки Евангелисты почитали необходимым, точнее говоря, Дух Святый посчитал необходимым эти подробности сохранить, потому что тому, кто умеет читать эти знаки, символы, они указывают на что-то еще более важное.

О догматике, может быть, больше уже не надо говорить сейчас, что-то все представляют, при перечитывании и переслушивании этой истории еще что-то запоминается и бросается в глаза, а также надо понимать и аскетический смысл этого события – аскетический в том смысле, в каком он относится к каждому из нас.

Мы видим на примере Иоанна Предтечи, а также на примере других пророков, видим на примере не всех, но очень многих мучеников, что они пострадали за то, чтобы другие люди приняли истинное учение Божие и Того, Кого Он послал – Иисуса Христа. Не потому они, как правило, страдали, хотя по-всякому бывало, что они сами приняли, а их заставляли отказаться, а чаще потому, что своим примером, а зачастую именно своей проповедью они указывали другим, что надо принять Иисуса Христа. За это они навлекали на себя ненависть тех, кто этого не хотел, и принимали мученическую кончину.

И вот очень часто мы видим, что все как-то плохо заканчивается, никакого “хеппи-энда”. Люди умирают совершенно брошенные, может быть, даже своими соратниками, или не брошенными, но все равно в одиночестве, и никакого торжества их дел на земле, по-видимому, не происходит.

Вот как было при Иоанне Предтече? Ну, ходили за ним какие-то толпы, он что-то говорил, а потом оказалось, что все эти толпы всё забыли. Это совершенно не помешало тому, чтобы его убили. И за Христом тоже ходили толпы, но тоже известно, чем все это кончилось. Вот такое поражение – и ученики после смерти Христа находятся в смутном состоянии, и даже после Воскресения, оно, конечно, не такое, как было до Воскресения, но тоже достаточно смутное. Недаром Христос им говорит, чтобы они никуда не шли из Иерусалима, не начинали проповедовать, потому что они еще не облеклись силою свыше.

Это нормальное положение для христианской жизни. Если мы хотим сами благочестно жить во Христе, то мы должны понимать, как апостол Павел предупреждает: “вси хотящии благочестно житии о Христе гоними будут”. А если еще другим говорим или еще как-то своим примером пытаемся наставить, то это еще дополнительный повод для гонений.

И все это, скорее всего, будет заканчиваться — не то, чтобы как и всегда, такого тоже нельзя говорить, но чаще всего это заканчивается, если мы смотрим на примеры святых, — тем, что при жизни получается видимое поражение их дела. Это совершенно нормально, потому что мы смотрим на пример Иоанна Предтечи и Самого Иисуса Христа и видим, что это так.

Настоящим критерием победы является что-то совершенно другое. Даже не буду объяснять что, потому что все и так, наверное, знают и понимают. Но вот такие примеры, как Иоанн Предтеча, лишний раз нам говорят, что есть вещи, о которых думать необходимо, а есть такие, о которых думать не надо или даже просто нельзя.

Потому научимся думать о том, что нам действительно нужно, что на пользу нашей души и что действительно должно определять наши поступки. И научимся так же, что может быть по-своему и сложнее, не отвлекаться на посторонние мысли. Во-первых, на мысли прямо греховные, как, например, какое-то уныние или печаль от того, что мы не достигаем земного успеха или даже, не дай Бог, отчаяния – это еще более греховные мысли; и мысли, которые являются греховными, хотя, может быть, не столь прямо.

Часто мы отвлекаемся на какие-то вещи, которые просто сами по себе нейтральные, и которыми, в принципе, в какой-то ситуации можно заниматься, но мы ими отвлекаемся так, чтобы не думать о едином на потребу.

Вот будем думать о едином на потребу и подстраивать под это всю свою жизнь, и совершено не ожидать того, что на земле у нас все будет получаться. Если мы так будем делать, то, во-первых, у нас на Небе будет получаться все самое важное, и, во-вторых, и на земле будет вот так получаться примерно, как в христианстве все и получается. То есть все время есть и будут какие-то неудачи, но христианство, тем не менее, существует – то лучше, то хуже. А, в конце концов, его на земле ждет большая неудача, как мы знаем из Апокалипсиса, но за ней будет и главная победа христианства.

Аминь.