Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память так называемого первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Что касается первого обретения – о нем мало что известно, и вряд ли это было одно обретение, а может быть, их было даже несколько, и они уже празднуются сегодня заодно ко второму. А второе – это целый рассказ, который относится не к IV веку, а к V, когда, согласно легенде, неким монахам арианам или монофизитам было открыто, где лежит глава Иоанна Предтечи.

Они ее взяли, потом очень небрежно с ней обращались, таскали ее в каком-то мешке. В результате она досталась православным сторонникам Халкидонского собора, и они ее положили с честью в Эмесе – в нынешнем Хомсе, — где она лежала до VII века.  А в VII веке ее перенесли в Дамаск и в VIII веке положили ее к мусульманам в мечеть Омейядов – главной мечети в Дамаске. И там она лежит до сих пор.

Но поскольку эта часть уже стала недоступной для Византии, так как арабы ее завоевали, то потом в Византии было еще третье обретение главы Иоанна Предтечи. И вот эта третья глава – ее обретение у нас празднуется весной – была поделена, видимо, на части, и через крестоносцев попала на Запад, где сейчас и пребывает в Амьене и еще в некоторых местах. Во всяком случае, та реликвия, которая вспоминается сегодня, как ни странно, по всей видимости сохранилась в Дамаске. Это то, что касается истории.

А что касается назидания из этой нашей сегодняшней истории, то надо вспомнить вот что. Очень часто милость Божия дает большие сокровища, которые в этой истории материализованы в виде реликвии — святой главы, — а могут быть они никак не материализованы. И дает дары Он кому попало: людям, которые не отличаются большой праведностью, и из каких-то, может быть, жульнических целей готовы получить благодать, уподобляясь Симону-волхву. Но это тоже не обязательно.

Но главное не то, как тебе досталась благодать Божия, а то, как ты с ней обошелся. Потому что призвание Божие было много у кого — например, у Иуды. Несомненно, это было божественное призвание, как и у других апостолов, ничем не хуже. Но важно не то, что было, а как ты с этим обошелся. И поэтому бывает так, что то, что не нашло правильного употребления, то отнимается, а получают те, кто, может быть, и не старался, чтобы получить, может быть, и не знал об этом ничего, но готов был употребить.

Об этом говорится в Евангелии: отнимется Царство Небесное от тех, кто не творят его плоды, и дастся кому попало, но тем, кто будет плоды творить. И много там притч на эту тему. Вот о чем сегодняшний праздник нам должен напоминать.

Конечно, мы можем говорить о своем истинном православии тоже, имея ввиду такие вот обстоятельства. Вроде бы, что может быть лучше истинной Церкви? Но для нас, конечно, это вызов и искушение. Это располагает либо к групповой гордости, что мы не «якоже прочии человецы», либо к такому расположению, что вот Господь меня так ведет, что много мне дал, и дальше тоже все даст. А это совсем необязательно – это зависит от того, как я сам буду с этим обращаться.

И никогда не надо расстраиваться из-за того, что у меня нет каких-то духовных дарований, из-за того, что я не могу творить чудеса, из-за того, что у меня нет тех или иных святынь, или даже я не имею доступа к богослужениям, скажем. Вот таким разным материальным ограничениям никогда не надо огорчаться. Но надо всегда заботиться о том, чтобы то, что у меня есть, или чего нет, но, может быть, будет по воле Божией, – было это все для духовной пользы для меня лично.

Аминь.

епископ Григорий