Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Житие св. Эрминингельда. Почему убили свв. Косму и Дамиана, хотя они всех исцеляли? История исцеления бесноватого. Люди предпочитают даже болеть телесно, лишь бы не исцеляться духовно. Важно следовать за Господом не телесно, а духовно. Болезни посылаются обычно или за грехи для вразумления, или чтобы удержать от будущих грехов.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память очень известных и очень почитаемых святых — мучеников и бессребренников Косьмы и Дамиана, — и одновременно, как это бывает в каждый день церковного года, память святых, о которых мало кто знает. И одним из таких святых, память которого совершается сегодня, является мученик Эрминингельд, царевич Готфский, как он называется у нас в календаре. На самом же деле он был царевичем Испанским в VI веке. В Испании были варварские племена, у них было свое государство, и в Византии их могли называть готами, вообще же это были лангобарды. И верой их было арианство. Арианская ересь, давно разбитая на Востоке, на Западе на территории этих варварских племен восторжествовала, и в созданных там государствах она была государственной религией. И так было в Испании в VI веке, и несмотря на то, что православные христиане там тоже были, они составляли меньшинство и были гонимы. И вот, оказалось, что сын арианского короля Эрминингельд оказался православным. Это не какая-то легенда, а факт, зафиксированный в хрониках. И вот, отец очень сильно давил на царевича, чтобы заставить его все-таки отказаться от православия и принять арианство. И дело дошло до того, что конфликт на этой почве между ними усилился, и Эрминингельд был посажен в тюрьму. В результате, его заморили в этой тюрьме, и он там так и умер. Но прошло всего лишь несколько лет, и при этом же короле, отце святого Эрминингельда, в Испании победило православие. В 560-х годах был замучен царевич Эрминингельд, а уже в 580 году состоялся Толедский Собор в городе Толедо, который анафематствовал арианство и исповедал православие. То есть постепенно дело православного мученика победило, но с земли он уже этого не увидел.

Но когда мы говорим о мучениках, и особенно о таких мучениках, как Косьма и Дамиан, которые были целителями, мы, может быть, только по привычке (потому что такие мученики и целители-бессребренники были в истории христианства) можем не задаваться таким вопросом: почему же их тогда замучили? Ведь обычно мучеников убивали тогда, когда была языческая толпа, которая все это одобряла. А здесь вроде бы святые язычников исцеляли и для всех были хороши и полезны, и как же тогда народ мог одобрить их мучение? Но ответ тут такой, что не только мог, но даже и должен был. И если нам это непонятно на примере мучеников, причем не только давнего, но и недавнего времени, то это должно быть нам понятно на примере Господа Иисуса Христа, Который, собственно, и является примером для всех мучеников, в том числе и для бессребренников, потому что Он тоже бесплатно исцелял многих людей, воскрешал мертвых, и те же самые люди, среди которых Он творил такие чудеса, Его распяли.

И как раз это объясняется на примере той истории, которую мы слышали сегодня в Евангелии. А слышали мы в Евангелии историю о том, как Господь вышел из лодки на берег по ту сторону Геннисаретского озера, в земле Гергесинской. По ту сторону от какой стороны? От той, где жили иудеи. А на противоположной стороне жили не иудеи, которые разводили свиней. Иудеи свиней не разводили, потому что употреблять их мясо в пищу было запрещено Законом Моисеевым, а потому незачем их было и разводить. И там Христа встретил бесноватый из среды этого же народа, которого там все хорошо знали, и Господь его исцелил. И вот, какая дальше была реакция у людей — с одной стороны, у бесноватого, а с другой стороны, у жителей этой страны? Последние не только не обрадовались, что пришел к ним некий Человек, Который мог исцелять, но наоборот, как там сказано, они испугались и попросили Его, чтобы Он тихо-мирно их оставил и от них ушел, что Он и сделал.

А почему они испугались? Что тут такого произошло? Они потерпели материальный убыток, потому что свиное стадо бросилось в море, и они его лишились. Но конечно, здесь надо понимать, что это означает символически. Символически это означает гибельнечистых животных, которые были нечистым стяжанием, и которые были чем-то таким, что эти люди приобретали не для спасения своей души, а для ее погибели. И вот, из-за того, что исцеление телесное сопровождается исцелением духовным, из-за этого как раз люди отвергают даже и исцеление телесное, потому что им лучше продолжать болеть телесно, лишь бы только им оставили их болезнь духовную. Потому что болезнь духовная — это, к сожалению, такое состояние, когда человек не хочет исцеляться. И если даже мы замечаем сами за собой, что мы и при телесных болезнях не очень-то спешим к врачу, даже тогда, когда уже точно понимаем, что нам надо это сделать, то что же говорить о духовных болезнях, когда гораздо труднее понять, что мы вообще чем-то больны! И если даже мы это поняли, то все равно еще отдельную трудность представляет — понять, что надо лечиться.

Поэтому и получается, что те, кто исцеляет нас от телесных болезней по-настоящему, они для нас тяжелы.Потому что по-настоящему исцелиться от телесных болезней можно только в одном случае — если исцеляется и проходит та духовная причина, из-за которой настала телесная болезнь. Потому что мы знаем, что телесная болезнь всегда возникает ради какого-то вразумления нам; можно сказать — наказания, но здесь прежде всего надо иметь в виду смысл церковнославянского слова “наказание”, потому что наказание, безусловно, является для нас не столько возмездием за какие-то грехи, сколько некоторым уроком, чтобы мы поняли, что мы неправильно себя ведем, и чтобы мы начали пытаться исправляться, захотели исправиться. И тогда, когда мы это наказание, этот урок усвоим, то тогда проходит духовная причина, из-за которой настала телесная болезнь, и тогда может уже исцелиться и телесная болезнь тоже.

Конечно, мы знаем, в том числе и из Евангелия, что телесные болезни случаются и по другим причинам, но я даже не буду их сейчас перечислять, потому что как правило причинами болезней являются именно наши грехи, и болезни попускаются именно для того, чтобы мы вразумились и не грешили. Это, повторяю, не всегда так бывает с болезнями, но как правило. Общее правило такое, но из него есть исключения, и мы о них тоже знаем.

Можно только еще добавить, что болезни бывают по причине наших грехов в двух смыслах слова: либо для того, чтобы мы перестали совершать какие-то грехи, которые мы уже совершаем или в прошлом совершали, но не каялись (это первая причина, по которой из-за наших душевных болезней наступают болезни телесные); либо для того, чтобы нас несколько сдержать в наших движениях. Например, в свое время я знал одного человека, который стал инвалидом и потерял возможность ходить, и он только благодарил за это Бога и совершенно не хотел для себя исцеления, потому что он, зная свою жизнь, как бы он стал себя вести, если бы ноги у него действовали, понимал, что никакой бы пользы от этого не было, а только бы он губил свою душу, используя свои силы на разные грехи. А теперь вот он смог посидеть, подумать, и понял, что ему нужно совершенно другое, и в достижении того, что ему нужно, — спасения души — ему ноги совершенно не обязательны, и в его конкретной ситуации здоровье было бы для него только непреодолимым соблазном. Поэтому болезни нам также нужны для того, чтобы над нами исполнилась в лучшем смысле пословица: “Бодливой корове Бог рог не дает”. И поэтому даже не всегда нам нужно просить у Бога исцеления. Нужно просить о том, чтобы все было по воле Божией, чтобы была нам душевная польза. А состоит эта польза в исцелении или в чем-то другом, это совершенно не нашего ума дело. Нашего ума дело — только одно: чтобы исполнилась воля Божия. “Господи, да будет воля Твоя яко на небеси, где она всегда исполняется, тако и на земли”.

Но совсем другая реакция на духовное исцеление была у самого исцеленного бесноватого. Какая же? Он захотел всюду ходить за Иисусом. Это совершенно естественно. И мы знаем, что в таких случаях Господь иногда позволял идти за Собой тем, кто этого хотел; например, так за ним пошли Апостолы. Но как правило, реакция Господа на такие просьбы была другая, а именно такая, как в случае этого бесноватого. Господь запретил ему следовать за Собой. Почему? Потому что на самом деле нет пользы человеку от того, что он физически следует за Господом, от самого этого факта, что прекрасно доказывает пример Иуды, который был в числе самых приближенных к Господу людей, но это само по себе ему не помогло, потому что автоматически такая близость никого не спасает. Это просто некоторое условие, которое человек должен употребить для спасения души своей и окружающих, но может употребить совершенно на что угодно. Вот поэтому нет такого общехристианского блага, чтобы нам телесным образом следовать за Господом. Если бы это было обязательно нужно, то мы все, сколько бы миллионов нас ни оказалось, жили бы во время земной жизни Спасителя и имели бы возможность с Ним встречаться. Как это было бы, я совершенно не знаю, потому что это было бы исключительно делом Божьего промысла; но можно совершенно не сомневаться, что Божий промысел всегда все устраивает во благое, и если бы нужно было устроить так, то он бы устроил именно так. А раз он устроил не так, значит, это и не нужно, значит, нет пользы нам всем в том, чтобы телесным образом следовать за Господом, а есть польза только в том, чтобы следовать за Ним духовно, для чего телесное следование вовсе не обязательно и в большинстве случаев не нужно, поэтому Господь этого и не дает. А в данном случае из Евангелия Господь дал понять это человеку еще и повелением, чтобы тот шел и проповедовал, т.е. рассказал своим близким и знакомым о том, что с ним произошло, т.е. чтобы исцеленный стал свидетелем о Христе перед людьми, еще ничего не знающими о Господе. То есть фактически Господь послал его на проповедь подобно Апостолам. Причем если Апостолам и тем, кто был с ними, идти на проповедь в целом было заповедано окончательно уже после Пятидесятницы, хотя мы знаем, что и раньше Господь посылал их на проповедь, то здесь человек был послан на проповедь значительно раньше.

То есть проповедь начинается тогда, когда появляются верующие люди. Потому что верующие в Господа люди становятся Его свидетелями перед всем миром или, во всяком случае, перед той частью этого мира, с которой они реально соприкасаются. Вот это, действительно и есть то, что нам нужно. Потому мы должны стремиться к тому, чтобы получить духовное исцеление, в котором нуждаются даже те, кто не страдает никакими телесными болезнями. И когда мы думаем о своих телесных болезнях, мы должны воспринимать их только как некий знак от Господа, который указывает нам на наши духовные болезни — либо болезни, которыми мы уже болеем, либо такие болезни, на грани которых мы находимся и которыми мы бы непременно заболели, если бы не получили какую-то предупреждающую телесную болезнь. Поэтому будем стараться быть подобными бесноватому — не тому, который беснуется, а тому, который исцелился и следует за Господом. И не будем стараться походить на “нормальных людей”, которые думают, что они не бесноватые, но, как показывает опыт и история, прочитанная сегодня в Евангелии, они еще более бесноваты, чем те, кто беснуется видимым и зримым образом. Аминь.