Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

И усопшие и живые предстают на суд Божий. Добрые дела только те, которые совершаются по воле Божией. Суд состоит уже в пришествии Христа в мир. Тех, кто не слышал о Христе, Бог будет судить неведомым нам образом. А те, кто слышал о Христе в этой жизни и отверг Церковь, уже тем самым осужден. Молиться за ближних может только тот, кто молится о своем спасении. Когда мы молимся за усопших, они молятся за нас.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, по обычаю, который принят в Русской Церкви, мы совершаем память всех усопших от века почивших православных христиан. Это происходит во второй вторник после Пасхи. Но несмотря на то, что в Византии такого обычая не было, а пасхальное поминовение усопших там совершалось в другой день, доставшееся нам от Византии евангельское чтение на сегодняшний день очень подходит к этому дню. А именно, там говорится о суде; а мы знаем, что все усопшие, которые уходят из этой жизни, предстают на суд Божий, и что нам самим предстоит оказаться на этом суде.

Но что сегодня было в евангельском чтении сказано об этом суде? Вовсе не то, что он наступит когда-то там в будущем, и даже не то, что люди будут представать на этот суд тогда, когда умрут, а то, что люди уже встречают этот суд. Потому что Господь говорит о Себе, что Он — Свет, что Он пришел в мир, и это и есть, как сказано в Евангелии, суд для мира — что Свет пришел в мир. Поэтому те люди, которые делают всякие злые дела, они прячутся от света, потому что злые дела обличаются во свете, что они злы; а те люди, которые совершают добрые дела, стремятся к свету, потому что в этом свете удостоверяются, что их дела добрые. Но слово “добрые” непонятно, что значит; слишком много разного содержания вкладывают в него люди, и потому Евангелие выражается более определенно — что эти дела не просто добрые, а совершены по Богу, т.е. по воле Божией. Только такие дела и могут по-настоящему считаться добрыми. И если какие-то дела совершаются по воле Божией, то те, кто их совершает, уже тем самым, что их совершает, стремятся к Богу, а значит, стремятся к свету.

Но какой в этом всем смысл? Здесь, как и в других местах Евангелия, только другими словами, говорится, что сам приход Христа в мир это есть суд. В одном месте Он прямо говорит: “Ныне, — т.е. когда Он пришел в мир, — суд миру сему”. И это продолжается и дальше, после того как Господь был распят и вознесся на небо, и продолжается это все время истории, пока существует на земле Церковь Христова. Потому что, встречаясь сейчас с проповедью христианства, с проповедью истинной Церкви Христовой (разумеется, этого нельзя сказать о проповеди еретиков; но в мире сейчас проповедуется и истинная Церковь; это продолжается уже 2000 лет), встречаясь с ней, человек оказывается на суде. Потому что либо он уверует и примет эту проповедь, и тогда он станет христианином и спасется, если будет жить по-христиански, либо он эту проповедь отвергнет. Но что значит отвержение человеком слова проповеди? Это значит, что он уже сейчас отвергает свое спасение.

Мы знаем, что очень многие люди, которые жили раньше, живут сейчас и еще будут жить на земле, никогда ничего о Христе не слышали, не слышат и не услышат. Таких людей очень много. Почему люди оказываются в таком положении, мы не знаем, это все неведомые для нас судьбы Божии. Конечно, для этих людей на том свете настанет суд, и Господь будет их судить, но как — мы этого тоже не знаем. Потому что если бы Ему нужна была наша помощь в том, чтобы их судить, мы бы тогда это знали, Он дал бы нам об этом откровение. Но Он не только не дал нам такого откровения, не только сказал, что Ему наша помощь в таких делах не нужна, а сказал, что это вообще не наше дело, чтобы мы на это не смотрели.

Но ведь есть очень многие люди, хоть их и меньше, чем тех, кто никогда не слышал о Христе, которые сталкиваются с настоящей проповедью христианства, и они уже сейчас могу принять или отвергнуть свое спасение. Потому что те, кто не принял христианство, столкнувшись с ним в жизни действительно, кому оно было проповедано, — а мы знаем, что это только те люди, которые на самом деле могли его принять, если бы захотели, потому что Господь не допустит, чтобы кому-то зря встречалась проповедь христианства, — те, кто его отвергли, отвергли Тело Христово, отвергли принадлежность к Церкви, которая есть Тело Христово. А это означает, что тем самым они отвергли принадлежность к Царствию Небесному. Потому что нет никакого другого Царствия Небесного, кроме Тела Христова, кроме того, которое уже здесь, на земле, существует как Церковь. Если люди, которые не отвергали Церковь в своей земной жизни, могут с какой-то вероятностью получить в жизни будущего века доступ в эту Церковь, то Господь прямо говорит, что никто не войдет в Царствие Небесное из тех, кто мог в своей земной жизни присоединиться к Церкви, но отверг эту возможность. И потому он уже осужден.

Собственно говоря, суд это и есть наше столкновение, можно сказать — с Богом (и это будет правильно), можно сказать — со Светом (как мы слышали сегодня в Евангелии), а можно сказать — с Царствием Небесным или с Телом Христовом, которое есть Церковь и Царствие Небесное. И это столкновение может впервые произойти при исходе нашей души из тела, а может, конечно, произойти раньше — тогда, когда мы впервые получаем возможность принять или отвергнуть проповедь христианства. Конечно, если мы в своей жизни отвергли проповедь христианства, но после этого еще какое-то время остаемся в живых, то не поздно покаяться, не поздно ее все-таки принять; и в истории было много таких случаев, когда люди, отвергшие проповедь христианства, или принявшие, а потом отвергнувшие, т.е. отпавшие от Церкви, потом все-таки каялись, приходили в Церковь и получали спасение души. Все это возможно, но это все возможно в жизни сей. Если же мы в жизни сей остановимся на том, чтобы Церковь не принимать, то мы будем осуждены.

И вот, это имеет прямое отношение и к нашим молитвам о других людях и, в частности, к молитвам об усопших. Молиться об усопших и о живых наших ближних — это обязанность каждого православного христианина. И сегодня такой особый день, когда мы молимся об усопших. Но для того, чтобы молиться о ком бы то ни было — хоть об усопших, хоть о живых, — надо прежде всего молиться вообще. Потому что человек, который вообще не молится, он не может помолиться ни о ком другом. А что такое — молиться вообще? Прежде всего, надо молиться за себя. То есть я молюсь за себя, чтобы мне получить спасение души и — эти вещи связаны — чтобы от меня было меньше вреда окружающим, прежде всего, а потом, глядишь, была бы и какая-нибудь польза. Но, слава Богу, усопшим я уже своей жизнью навредить не могу, но может быть, какая-то польза от меня им будет, если я буду о них молиться. Это наша обязанность. Но часто бывает даже и так, что не столько усопшим польза от наших молитв, потому что еще неизвестно, какого качества эти молитвы, а так, что, во всяком случае, мы получаем пользу сами. Потому что усопшие сами за нас молятся, и очень часто бывает, что многие из них, которые жили гораздо праведнее, чем мы, и наследовали Царствие Небесное (а для нас это все еще проблематично), и когда мы молимся за них, мы тем самым подвигаем их молиться за нас, и их молитвами, безусловно, наша жизнь исправляется, и постепенно мы сами получаем надежду на Царствие Небесное. Поэтому будем молиться за усопших, а они будут молиться за нас — ведь тем самым, что мы за них молимся, мы просим их молиться за нас, а это тоже необходимо. Мы не только к святым, которых Церковь прославила для всеобщего почитания, должны обращаться в своих молитвах, но и вообще ко всем праведным почившим православным христианам, потому что, в сущности, они все святые. И вот, так будет исправляться и наша жизнь, и мы будем помогать всем вокруг нас, и усопшим, и живым, и тогда мы будем иметь надежду на Царствие Небесное. Аминь.