В день Святой Троицы празднуется схождение Святого Духа на апостолов. Почему это произошло на 50-й день после Пасхи. Это есть дарование Нового Завета. Новый Завет заключается, прежде всего, внутри человека. Принять Новый Завет – это и означает быть христианином. Это значит придать всю жизнь Богу, и не интересоваться в своем сердце ничем мирским. Для этого нужно участвовать в смерти Христовой. Нужно отказаться сердцем не только от греховных вещей, но и от безгрешных. Т.к. истинный Бог есть Бог-ревнитель, и христианин может служить только Ему одному. Не нужно молиться Богу, чтобы Он избавил нас от неприятностей, а нужно благодарить Его за то, что, таким образом, Он указал нам на наше страстное расположение, и стараться молиться Иисусовой молитвой. Поэтому Пятидесятница должна заканчиваться покаянием и смирением, чтобы удержать дары Святого Духа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем один из самых важных христианских праздников – день Пятидесятницы, когда святым апостолам был дарован Святой Дух, когда наконец-то исполнилось ранее данное Господом обетование, чтобы они сидели, и никуда не уходили из Иерусалима, “дондеже облекутся силою свыше”, т.е. пока на них не придет Святой Дух, и не дарует им силу, после чего они сразу же начали проповедовать, и с этого дня по всему миру пошла проповедь христианства.
Но мы также понимаем, почему это произошло именно на 50-й день после христианской Пасхи. Это произошло для того, чтобы показать смысл этого праздника именно как дня Пятидесятницы, а день Пятидесятницы – это понятие из еврейского праздника, который произошел на 50-й день после еврейской Пасхи, когда был дарован Закон. Ветхий Закон был дарован в день пятидесятный, ветхозаветный праздник Пятидесятницы составлял воспоминание этого события, и Новый Завет был дарован именно тогда, тоже в день пятидесятный, но не после еврейской Пасхи, а после Пасхи христианской, т.е. после дня Христова Воскресения. И это нам должно говорить о многом, потому что вся проповедь самого Христа, пока Он ходил по земле, завершилась гораздо раньше. И, тем не менее, еще не был дарован Закон, не был дарован Новый Завет. Дарование Нового Завета произошло не только после того, когда завершилась земная проповедь Спасителя, даже не тогда, когда произошло Его распятие, и не тогда, когда произошло Его воскресение, даже не тогда, когда Он являлся после Своей смерти, и еще учил своих учеников, и даже не тогда, когда Он вознесся перед ними. А все это произошло еще позже, совершенно особым образом, излиянием Святого Духа.
Это говорит о том, что мы не принимаем еще Нового Завета тогда, когда мы слышим хотя бы и Самого Спасителя, Который с нами говорит, хотя бы это было и после Воскресения Его. То, что мы получаем извне, это еще не есть получение нами Нового Завета. Новый Завет – это понятие абсолютно внутреннее, и не даром говорит пророк Иеремия, который первый, еще в Ветхом Завете, в VI веке до Рождества Христова, сказал о том, что будет дарован Новый Завет. Он сказал об этом так, что Новый Завет будет написан не на скрижалях каменных, как был написан Ветхий Завет, данный Моисею, а на скрижалях сердца плотяных, и это вспоминает и апостол, что такой Новый Завет будет дароваться. И поэтому, когда мы просто что-то слышим ушами, то на скрижалях сердца ровно ничего написанным не оказывается. Или, по крайней мере, если оказывается, то не потому, что мы только лишь слышим ушами, а потому, что мы что-то еще другое делаем. И что же мы должны делать, для того, чтобы это происходило?
Мы должны действительно принимать его внутрь. Потому что, если Ветхий Завет был написан для чтения глазами, и изъяснялся словами, и все пророки это делали, и сам Христос, поскольку Он проповедовал, изъяснял Ветхий Завет, и сама проповедь Евангелия строилась как толкование Ветхого Завета, потому что в Ветхом Завете было пророчество, что будет Новый, и его надо было толковать, — это все делалось внешним образом. И после этого, недаром Христос говорит ученикам, чтобы они не начинали проповедовать христианство, а сидели тихо в Иерусалиме, и ждали, пока на это не облекутся силою свыше, потому что они могли бы, может быть, проповедовать покаяние, как это делали ученики Иоанна Предтечи, как это делали они сами при жизни Христа, когда они исцеляли, но, собственно, Нового Завета и христианства они проповедовать не могли, потому что сами еще не получили. Даже, несмотря на то, что уже была позади Тайная вечеря, когда они причастились Тела Христова. Но надо, мало того, чтобы телом соединиться с Христом, хотя это и необходимо, но необходимо соединиться с Ним и умом, и душой. И об этом и говорят пророки, которые, в том значении, в котором греческие Отцы Церкви говорят: “ум”, в современном языке это скорее бы означало: “дух”, — обычного говорят “сердце”. Именно это означают слова пророка о том, что Новый Завет должен быть написан в сердце. И что это означает для нас? Это означает, что мы должны не просто исполнять Новый Завет, как какое-то внешнее указание, — в таком смысле даже и нет никакого Нового Завета, а есть просто какое-то толкование Ветхого Завета, которое, конечно, нужно для христиан. Для чего оно нужно христианам? Для того, чтобы они могли принять Новый Завет.
А в чем состоит само принятие это Нового Завета? В том, чтобы всю свою жизнь предать Богу, чтобы только Богу служить, чтобы ничем мирским не интересоваться. А мы помним, что Ветхий Завет был дан для того, чтобы “было тебе благо на земли”, как говорится в книге Притч, — это прямо сказано в Ветхом Завете. Но Новый Завет не приносит никакого блага на земле, он, наоборот, приносит смерть Христову, в которой мы должны участвовать, т.е. полное отсутствие всех благ, для того, чтобы наша смерть, которая все равно, так или иначе, наступит, была именно смертью Христовой, в которой мы и крестились, — для этого мы должны сейчас еще, пока живем, отказаться мыслью от всего мирского. И не только от того, что является прямо греховным, потому что это, собственно, и мирским-то можно назвать только в узком смысле, т.к. мир сотворен Богом, и поскольку он сотворен Богом, он не плохой, и не греховный. Но надо отказываться и от безгрешных творений, потому что должно быть только единство с одним единственным Богом. И то, что Господь говорит в Ветхом Завете: “Аз есмь Бог ревнитель, да не будут тебе бози инии, разве Мене”, буквально исполняется только в Новом Завете, когда действительно ничему, кроме Бога нельзя служить. Недаром и другое ветхозаветное указание, заповедь, исполняется буквально только в Новом Завете, потому что в книге Левит еще было сказано: “будьте святы, как Я свят”. Но, конечно, никто в Ветхом Завете не мог быть свят так, как свят Бог, т.е. просто-напросто не мог стать Богом, для этого нужен Новый Завет и Христос — только тогда это будет исполнено. Но тогда же будет исполнена и самая главная заповедь Ветхого Завета: “да не будут тебе бози инии, разве Мене”, т.е, “чтобы у тебя не было никаких иных богов, кроме Меня” . Что это означает в нашей практической жизни? То, что, если мы справедливо не ощущаем в себе такого состояния, и видим, что оно другое, то мы должны понимать, что каждому из нас это состояние необходимо, и мы должны делать все, чтобы к нему приблизиться. Т.е. стараться пользоваться всяким контактом с внешним миром для того, чтобы от внешнего мира отказываться. И, конечно, мы слишком в малых количествах случаев можем это сделать сознательно, когда мы действительно можем что-то взять из мира, может быть и небезгрешное, но приятное, но, потому что мы этого не хотим, мы этого не берем, или мы это берем ради других, но мы от этого не имеем ровно никакого внутреннего услаждения. Это, конечно, хорошо, но боюсь, что мы это делаем слишком редко, поэтому надо благословлять Бога за то, что Он нам дает возможность поневоле расставаться с нашими мирскими привязанностями. Потому что, если мы чувствуем, что что-то, касающееся лишения имущества, безнадежности нашего положения в будущем, какого-то страха за свою судьбу, чего-то такого, что нас касается здесь и сейчас, и я не хочу долго продолжать этот перечень, потому что такого рода неприятных вещей очень много может быть, которые нас касаются, — первое, что мы должны делать, это вовсе не молиться Богу для Того, чтобы это прошло, а благодарить Бога за то, что таким образом Он указал на мое страстное расположение, на мое неверие, на то, что у меня есть другие боги, кроме Него, и прежде всего, просить его избавить нас от пристрастия, а дальше нам уже не должно быть важно, во что это превратится в жизни. То ли Господь нам восполнит то, чего мы лишились материально, то ли как-то иначе управит нашу жизнь, то ли никогда уже не восполнит, мы должны молиться не о том, чтобы произошло то, или другое, но о том, чтобы мы научились не привязываться страстно. Для того, чтобы это указание вот таким прискорбными для нас обстоятельствами на какие-то наши внешние неудачи было для нас внутренне полезным, чтобы мы понимали, что это и есть страсти, от которых надо отказываться.
И вот сейчас мы принимаем Завет Новый, и мы понимаем, что мы примем его только в том случае, если у нас будет покаяние. И именно поэтому Церковь еще в древности установила завершать день принятия Нового Завета, когда Церковь вспоминает Пятидесятницу, особенными покаянными и коленопреклоненными молитвами. Несмотря на то, что дальше у нас будет еще целая неделя праздника, несмотря на то, что вся следующая неделя настолько праздничная, что нет даже обычного поста в среду и пятницу, будет сплошная седмица, но, тем не менее, земные поклоны уже начинаются прямо сегодня. В истории Церкви бывало по-разному: то была сплошная седмица на второй день после Пятидесятницы, то, наоборот, сразу начинался пост, но как бы то ни было, хотя у нас, относительно поста восторжествовал обычай, что пост начинается только через неделю, но, тем не менее, Пятидесятница заканчивается покаянием, потому что только покаяние дает смирение, которое может в нас удержать дары Святого Духа, только тогда мы будем действительно христианами. Поэтому будем благодарить Бога о тех скорбных обстоятельствах, в которых мы оказывается, будем стараться, чтобы они переставали быть для нас скорбными, а вовсе не о том будем стараться, чтобы они менялись и проходили, об этом пусть Господь старается, если Он считает нужным, — это Его дело, а у нас много своих дел, с которыми нам дай Бог справиться, и будем стараться молиться словами псалмопевца: “Дух Твой благий наставит мя на землю праву”, или просто словами Иисусовой молитвы, про себя: “Господи помилуй”, или “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”, которая содержит в совокупности все остальные молитвы. Аминь.