Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В этот праздник нам открываются важные догматические истины. Догматика непознаваема без аскетики. Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом. Почему при творении Бог дал человеку выбор. Человек должен сам захотеть обожиться, и это должно стать его главным желанием. Что нужно, чтобы понять учение Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня один из не очень известных, так сказать, широкой общественности церковных праздников, но тем не менее, один из важных — Суббота Акафиста. Здесь дело не только в воспоминании тех чудес, которые Богоматерь совершала для спасения града Константинополя — а этих чудес, которые вспоминаются в Субботу Акафиста, совершенных в разные эпохи, начиная с 626 года и кончая уже VIII веком, целых три. И не в том только дело, что спасение христианского народа от варваров это образ спасения вообще христианской веры, которое относится не только к жителям Константинополя, не только к Византии, но и ко всем православным христианам. Еще дело и в том, что это праздник, обладающий большим догматическим значением. Как раз сам акафист, который мы будем петь на утрени, и стихиры этого праздника, которые отчасти спеты на вечерне, формулируют очень глубокие догматические истины.

И вот, не случайно так бывает, что Церковь открывает свои основные догматы в двух случаях — в дни великих праздников, которые связаны с какими-то особыми и важными для учения Церкви событиями, как например, Вход Господень в Иерусалим и тем более Страстная седмица и сама Пасха, а также и в особые дни поста. Потому что церковная догматика непознаваема без церковной аскетики. И вот, если пост это особое время для аскетики, то значит, это и особое время для догматики. Поэтому именно в первое воскресенье поста бывает Торжество Православие, а во второе воскресенье — продолжающий его праздник святителя Григорий Паламы. И наконец, сегодняшний праздник тоже всегда бывает в Великом посту.

А о чем говорилось в сегодняшнем празднике, о чем мы уже пели в стихирах сегодняшнего праздника? Пели мы о назначении нашего спасения, о том, почему Адам его не выполнил, и получилось то, что мы все знаем, — и о том, что именно должно быть выполнено, и что для этого сделал Господь Иисус Христос. Сегодня за вечерней пели такую замечательную стихиру: “Солгася древле Адам и, Бог вожделев быти, не бысть. Человек бывает Бог, да Бога Адама соделает”. Это, конечно, по-церковнославянски, может быть, не очень вразумительно для многих, но можно утешаться тем, что для того, чтобы понять смысл этих слов по-русски, все равно надо вдумываться прежде всего в православную догматику, а не в церковнославянскую или греческую грамматику. А сказано в этой стихире вот что: когда-то Адам обманулся или, лучше сказать, сам себя обманул и, захотев стать Богом, т.е. поверив диаволу, который ему это обещал, таковым не стал; но теперь, наоборот, Бог становится человеком, для того чтобы сделать то, что тогда не смог сделать Адам, потому что неправильно захотел этого достичь, помимо Бога, — а именно, чтобы сделать Адама Богом. Вот для чего Бог становится человеком.

Потому что, конечно, задача творения человека заключалась в том, чтобы человек стал Богом. Но если надо было, чтобы человек стал Богом, то Господь не мог его Богом сотворить, потому что тварное не может быть Богом; поэтому надо было сотворить его чем-то другим, но чем-то таким, что может стать Богом. Но как же он может стать Богом? Если помимо воли, то это то же самое, что сотворить Бога насильно, а это невозможно. А если по собственной воле, тогда должна быть свобода выбора. Значит, может быть сделан выбор такой, какой хотелось бы, которого Бог хотел для человека, а может быть сделан и противоположный выбор. А если такой выбор был возможен, то нет ничего удивительного в том, что он был совершен. Поэтому необходимость дать выбор сопряжена с необходимостью риска и с необходимостью исправлять положение тогда, когда худшие опасения как раз и оправдываются, что и произошло.

И вот, нужно поэтому, чтобы человек не помимо Бога как-то изобретал, как ему стать Богом, а тем более принимая диавольские советы, которые во-первых, неосуществимы, а во-вторых греховны и дают нечто противоположное обожению, т.е. погружают человека в смерть. А для того чтобы принять то, что дает Бог, человек сам должен созреть, он сам должен проявить свое желание. Потому что, конечно, у нас очень много разных желаний, и если нам так вот задешево предложат стать Богом, то всякий из нас согласится. Но конечно, речь идет о том, что это должно быть нашим главным и основным желанием, т.е. оно должно выдерживать конкуренцию со всеми прочими нашими желаниями, которых у нас гораздо больше, и, что самое плохое, они гораздо сильнее. И поэтому мы должны стараться одни наши желания ослаблять, а другие усиливать. И, собственно говоря, усиливать нужно только одно желание — быть Богом и быть с Богом, потому что это одно и то же.

И средством для этого является пост. Поэтому те дни, когда мы особо постимся, когда мы, по возможности, постимся до вечера и готовимся к причастию, — эти дни, наряду с днями великих праздников, тоже оказываются особенно удобными, для того чтобы нам изучать и принимать догматические истины. И потому богослужение таких дней тоже наставляет нас в православной догматике — можно сказать, даже в большей степени. Для того, чтобы нам понимать смысл праздников, чтобы праздновать их по-христиански и духовно назидаться, для этого нам нужны посты; и собственно говоря, то, что мы сейчас постимся и предаемся в какой-то мере телесному и душевному воздержанию, помогает нам также и отпраздновать праздник, когда мы до него доживем. А отпраздновать праздник — это, в конечном итоге, понять, для чего нужно то событие, которое празднуется, для чего нам нужен Христос, для чего нам нужно воплощение Христово, для чего нужно воскресение Христово — не кому-то там вообще, непонятно кому, а лично мне. И чтобы это понять, нужно не только читать разные книжки (это, конечно, помогает, но этого недостаточно); недостаточно и кого-то слушать, недостаточно приходить на службы и внимательно слушать слова богослужения; нужно еще и жить той жизнью, которую нам указывает Церковь, и которая, в частности, заключается в череде постов и праздников и, конечно, во всех остальных заповедях относительно молитвы, отношения к ближним и т.д. Поэтому будем стараться делать все, как Церковь велит, и тогда мы поймем все, чему она учит. Аминь.