Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Одна из последних русских юродивых. Юродство — особый подвиг, не для всех; но все христиане могут чему-то научиться у юродивых. Надо не бояться отличаться от большинства и казаться смешным.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память одной из самых любимых не только русским, а и всем православным народом святых, которую почитают и в Греции, и на Западе, — блаженной Ксении Петербуржской. И для Петербурга, конечно, это особо значимый праздник, потому что это одна из особо почитаемых святых нашего города. Она жила в конце XVIII века и умерла где-то в самом начале XIX-го, и еще при жизни, а тем более после смерти почиталась народом как святая. На ее могиле, где стоит часовня, на Смоленском кладбище, совершаются разнообразные чудеса, и туда приходят молиться люди со всего мира и правильно делают, и мы тоже должны блаженной Ксении молиться. Хотя многие святыни сейчас находятся в руках еретиков, в том числе и место, где похоронена блаженная Ксения, но тем не менее, святые от этого не перестают быть святыми, и хорошо туда приходить и поклоняться мощам.

Блаженная Ксения была одной из последних святых, взявших на себя подвиг юродства, и она показала наиболее характерный пример русского юродства. Она не совершала, юродствуя, поступков, которые могли бы показаться кощунственными. В отличие от византийских юродивых, которые время от времени просто делали вид, что могут богохульствовать или ругаться над какими-то основами христианства и христианскими святынями, русские юродивые никогда ничего такого не делали. Но тем не менее, их поведение было очень экстравагантным. Например, юродство блаженной Ксении началось с того, что она стала носить одежду своего покойного мужа и называться его именем. Сама она это начала делать потому, что хотела как-то дожить за него жизнь праведно, отмолить его, чтобы он вошел в Царствие Небесное; но другим она являла тем самым пример того, как следует молиться за других, и как надо свою жизнь полагать за ближних, прежде всего молитвенно. И действительно, еще при ее жизни все старались обратиться к ее предстательству и просили ее молитв.

Вот и нам тоже нужно брать пример с юродивых, но, как правило, большинству христиан не надо с них брать пример буквально. Потому что юродство это подвиг, к которому призваны далеко не все христиане, а очень-очень немногие. Есть такие подвиги христианские, в которых некоторые, немногочисленные, святые прославились святостью, а гораздо более многочисленны те люди, которые пытались проходить эти подвиги самочинно и не только не прославились святостью, а погубили свои души, погубили все свои добродетели, которые у них, может быть, были до того, как они дерзнули на подобный подвиг. К числу таких подвигов относятся, например, столпничество, отшельничество, а также и юродство. Но тем не менее, юродство для того и нужно, чтобы нам, т.е. христианам, живущим в миру или, по крайней мере, не проходящим подвиг юродства, понять какие-то основные вещи в христианстве, и именно те вещи, которых мы особенно не понимаем. Это могут быть разные вещи, и вот, в частности, то, что показывала в своей жизни святая Ксения, заключалась в том, что в христианстве нет такой задачи, чтобы быть “как все”, чтобы быть, так сказать, добропорядочным человеком. Она не была ни тем, ни другим — ни как все, ни добропорядочным человеком. Христианство также состоит не в том, чтобы не иметь чудачеств, и не в том, чтобы люди не думали о тебе, что ты лишился ума, или еще что-нибудь плохое. Потому что все это вполне возможно, и в христианские добродетели не входит избегать чего-то такого. Конечно, христиане не должны подавать ближним соблазна, но в то же время христиане должны понимать, что если какой-то человек ведет себя соблазнительно, так что можно его осудить и счесть мало вменяемым, то не надо торопиться с такими выводами, тем более, что нас вообще может не касаться то, что делает этот человек. Надо смотреть глубже. Вот мы, скажем, не подаем людям повода думать, что мы какие-то безумные; это, может быть, и хорошо, но это, во всяком случае, никоим образом не говорит о том, что мы тут поступаем по-христиански, потому что близость к христианству вообще такими критериями не измеряется.

И сейчас мы должныпонять, будучи таким вот малым православным меньшинством в нашей стране, что мы не должны стараться во всем походить на остальных людей. Конечно, не стоит привлекать к себе лишнего внимания, и поэтому надо внешне как-то мимикрировать под окружающих, так чтобы не быть заметными на их фоне; но в целом мы должны понимать, что какие-то иногда резкие поступки, которые совсем идут вразрез с мнением об этом окружающих, в том числе и верующих, оказываются для нас необходимыми. Еще надо не бояться быть смешным. Потому что многие считают, что трудно жить так, как жила святая Ксения, потому что это значит показаться смешным. Надо бояться только Бога, исполнять заповеди и ни на что больше не смотреть, а смотреть только на примеры святых. И тогда, молитвами святой блаженной Ксении, других юродивых и всех святых, Господь приведет нас в Царство Небесное. Аминь.