Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Почему святую княгиню Ольгу назвали равноапостольной? Создание христианской среды в Киеве. Внук Ольги – князь Владимир принял христианство и крестил Русь. Современный период в истории Русской Православной Церкви подобен временам святой Ольги в силу малочисленности истинно-православных.. Немногие идут узкими вратами. В чем внутренне проявлялась равноапостольность святой Ольги. Наш христианский долг – подражание апостольской проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы совершаем память святой равноапостольной княгини Ольги. Почему ее называют равноапостольной? Если мы обратимся ко времени ее жизни и даже ко времени гораздо более позднему – к XI веку, когда Россия была уже крещена и когда в ней уже были свои апостолы, то мы не увидим, чтобы кто-то называл ее равноапостольной. И действительно, она вроде бы ничего такого не делала, потому что Русь она не крестила и даже не пыталась ее крестить.

В то время, когда Ольга была христианкой сама, христиан в Киеве было очень мало, была, конечно, община, была у них Церковь, но, казалось бы, никакого влияния на жизнь Киева и вообще на жизнь Руси это все не имело. Действительно, если брать влияние христиан, как какой-то политической силы на государственную жизнь, то ничего этого не было. А все-таки потом стало выясняться, что влияние было гораздо более важное. Создалась такая среда, которая смогла впоследствии, далеко не сразу, и отнюдь не сына Ольги, Святослава, а только лишь внука – Владимира обратить в христианство.

И если святой равноапостольный князь Владимир (память которого будет тоже скоро совершаться) является равноапостольным всем понятно почему, — потому что он крестил Русь, то, постепенно, пусть не в XI веке, а позже, Церковь не то, чтобы признала (никогда это специально и не отрицалось), а подчеркнула значение святой Ольги как тоже равноапостольной. Ведь без нее не было бы Владимира, и не только потому, что она его бабушка, но потому что именно она первоначально утвердила христианство на Руси, пусть еще и не в качестве главной государственной религии, но уже утвердила его прочно, и хоть и вмале, но христианство всегда оставалось после этого на Руси.

И вот сейчас, можно сказать, мы пришли к тем же временам, которые были при святой Ольге. Христианство на Руси, особенно если под христианством подразумевать истинное православие (а собственно ничего другого нельзя подразумевать под христианством), действительно существует, но существует отнюдь не как государственная религия, и даже не как самая распространенная конфессия, а существует оно как такая небольшая прослойка.

Возможно, общее количество православных христиан по отношению к нынешнему населению России (если брать особенно только членов Истинно-Православных Церквей, не только нашей, а всех вместе), составляет, может быть, еще меньший процент, чем количество христиан в киевской христианской общине по отношению к населению Киева при святой равноапостольной Ольге. Но, тем не менее, христианство сохраняется, и мы имеем обетование от Христа в Евангелии о том, что Церковь Божия будет существовать до скончания века, но мы не имеем обетования, и прекрасно знаем, что это просто не может быть так, что она всегда будет существовать в качестве господствующей государственной религии, или хотя бы религии большинства. Наоборот про истинное христианство сказано, что только немногие идут узкими вратами, а многие идут широкими вратами. И всякое понимание христианства, которое за пределами Истинного Православия, это, конечно же, широкий путь и широкие врата, которые в Царство Небесное не ведут. Но, конечно, нам нельзя думать и о том, что если мы находимся в Истинной Православной Церкви, и берем соответственно на себя какие-то трудности, которые связаны с пребыванием в Истинной Церкви, то мы тем самым уже идем узким путем и узкими вратами. К сожалению или к счастью, но как бы то ни было, это совершенно не так. Потому что узкими вратами в Царство Небесное входит только тот, кто не просто принадлежит к Истинной Церкви, но кто живет по заповедям Божьим, кто себя соответственным образом всегда стесняет, и всегда оказывается в каком-то тяжелом положении по отношению, прежде всего, к своим страстям, а не к каким-то людям, которые могут причинить какие-то неприятности.

Но в чем же проявлялась внутренне равноапостольность святой Ольги? Что же она сделала? А она сделала то, к чему призваны абсолютно все православные христиане, она, будучи на своем месте и оставаясь на своем месте, куда она была поставлена Богом, а была она сначала всего лишь женой великого князя, то есть лицом почти что частным, но спустя какое-то время после смерти ее мужа, ей пришлось стать достаточно надолго правителем России, то есть пришлось стать во главе государства; оставаясь на этом месте поставленной Богом, она старалась сначала стать, а потом, став, уже быть — христианкой. И действительно получилось, что исполнились евангельские слова, которые ко всем христианам обращены: “Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех” (Мф. 5, 16), потому что какое-то небольшое, казалось бы, количество людей обратилось вместе с Ольгой еще при ее жизни,но постепенно свет распространяется и после смерти праведника, и это особенно видно на примере святой Ольги.

Потому мы должны стараться быть христианами и понимать, что необязательно при нашей жизни какие-то люди воспримут от нас христианство, конечно, какие-то может быть и воспримут, и слава Богу! Но необязательно нам это знать. Может быть, даже и воспримут при нашей жизни, а мы об этом не узнаем, может быть, так нам и полезнее. А бывает, что и наши дети уже только после нашей смерти воспринимают уроки христианского воспитания, это не только видно на примере князя Владимира по отношению к его бабушке Ольге, но это видно на примере многих семей, живущих в наше время. Сначала дети росли какими-то безбожниками, увлекались чем попало, потом их родители или бабушка умерли, прошло много лет, апотом эти дети обращаются к вере, наверно, таких историй было очень много в течение XX века. И хоть бабушка на земле этого обращения не увидела, но она увидела его из Царствия Небесного. Поэтому нам надо не смущаться тем, что плоды нашего просвещения ближних, может быть, ничтожные, дай Бог, чтобы они не были отрицательными! А надо стараться просто просвещать самих себя, стараться быть христианами,стараться познавать, в чем состоит христианство, стараться каяться в своих грехах, молиться, а в отношении своих мирских обязанностей – на том месте, куда нас Бог поставил, надо стараться делать то, что мы должны. И в этом тоже будет заключаться наш христианский долг. А по отношению к людям, которые будут видеть, как мы выполняем свой христианский долг, в этом будет заключаться наше подражание апостольской проповеди. Аминь.