Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Сретения Господня, который был довольно поздно установлен именно как особый праздник – может быть, веке в VI, — но, как бы то ни было, он связан с важнейшим евангельским событием. Смысл этого события может быть и неочевиден, но тем более надо его понимать.

На сороковой день, как положено по Закону Моисееву, родители принесли жертву за младенца Христа. За рождение ребенка родителям нужно было приносить благодарственные жертвы, и Закон устанавливал одни жертвы для тех, кто побогаче, другие – для тех, кто беднее. Родители Иисуса принесли жертву именно такую – для тех, кто победнее. Тем самым они исполнили Закон, который должны были исполнять.

Зачем это нужно? Прежде всего, для двух очень важных вещей. Во-первых,  они и через них Христос исполняют Закон. То есть Закон Моисеев, который является Законом Божиим, данным через Моисея, но от Бога, никуда не исчезает, и Христос пришел не нарушить его, как Он Сам потом скажет, а исполнить. И исполнение Закона начинается с того, что на восьмой день Иисус обрезуется, а на сороковой приносятся благодарственные жертвы.

Это свидетельствует о том, что Он совершенный человек. Потому что не о рождении Бога приносятся жертвы Богу, а о рождении человека. И так мы еще раз получаем свидетельство того, что Он человек и имеет совершенное человечество. И дальше Он все будет совершать так, как положено человеку, который исполняет Закон.

В этом догматический смысл сегодняшнего праздника. Но, как всегда, в нем есть и аскетический смысл, и он особенно заметен, когда мы обращаемся к фигурам Симеона и Анны. Именно из-за того, что там были они, этот праздник в византийской традиции получил название Сретение, то есть встреча. Само по себе жертвоприношение на сороковой день не является сретением. Если бы смысл праздника  был бы только в исполнении Закона, то он бы и назывался как день жертвоприношения или день сороковой. Но тут Сретение, потому что настолько была важна эта встреча, что ее даже вынесли в название праздника в нашей литургической традиции. Что же в ней важного?

Конечно, важно то, что исполнились пророчества о Христе, и по мере того, что близится время, когда Мессия рождается, те пророки, которые Его предрекали, становятся особенно важными. Конечно, более всех пророков – Иоанн Предтеча, он наиболее ясно Христа проповедует. Но так же, хоть и в узком кругу, но все равно пророчествовали Симеон и Анна.

Как им было возвещено Богом о рождении Мессии, что они Его встретят – мы этого из Евангелия не знаем, и в ранних христианских преданиях этого нет, но есть все же довольно раннее предание о Симеоне. В нем повествуется о том, что он был одним из тех, кто переводил Септуагинту, и увидев в Книге пророка Исаии, что «Дева во чреве приимет», он усомнился, и хотел переводить не «дева», «женщина». Но ему явился ангел от Бога, и сказал, что раз ты усомнился, то увидишь, как это сбудется. Мы знаем, что в еврейском тексте слово «альма» означает и «деву», и «женщину» — в еврейском оригинале это не различается, — но в греческом языке слово «парфени» означает именно деву, а не женщину. Но как бы то ни было, Симеон дождался и произнес эти свои знаменитые слова «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Это нам указывает еще на одну вещь, которая постоянно встречается в жизни христиан, в том числе нашей. Часто мы делаем что-то на земле для того, чтобы христианство передавалось дальше. Мы все это обязаны, конечно, делать. В некоторых случаях, но довольно-таки немногих, и немногие получают возможность это увидеть, но все же некоторые видят, как их добрые семена взошли и принесли, в свою очередь, плоды. Но редко удается дожить до этого тем людям, которые начинают.

Апостол Павел уже об этом говорил, что не надо за этим следить, потому что Павел насадил, Аполлос (его ученик) поливал, а взрастил только Господь Бог. Это Он говорит, как насаждаются христианские общины. Он сеял эти семена, и видел, что они вроде бы попали в землю, но результата он дальше не видел. И вот бывает так, что даже начало не удается увидеть, но удается увидеть, что эта эстафета передается. Эта эстафета и называется Священным Преданием.

Конечно, Священное Предание существует в Церкви благодаря тому, что Святой Дух всегда в Церкви – так можно сказать. Но само слово «предание» означает не это. Это означает, что что-то передается. Что передается от одних поколений христиан к другим? Передается учение, наши церковные обряды. Но это все меняется, хотя учение, конечно не меняется, но меняются слова, в которые оно облекается, — это так и должно быть. А что не меняется?

Не меняется содержание – не меняется Святой Дух, Который является этим самым содержанием. Передается содержание Церкви через человеческие оболочки, через людей, через их дела – вот так передается Святой Дух, Который почиет, прежде всего, в Святых Дарах, в иконах, богодухновенных писаниях. А самое главное – Он почиет в тех людях, которые освятились Святым Духом.

Вот об этом Предании нам и говорит сегодняшняя встреча, которая дала название сегодняшнему празднику. Эти люди – Симеон и Анна – не дождались того, что Мессия совершит какие-то дела, даже не дождались, пока Он немножко подрастет. Они просто увидели, что Он родился, и этого довольно.

И нам тоже не надо ожидать, что мы на земле получим результат своих трудов. Главный результат трудов вообще нам надо искать только в Царствии Небесном. Но даже если мы что-то делаем для того, чтобы это было на земле, то, что мы хотим передать христианство следующим поколениям – необязательно мы это увидим тоже, не надо специально к этому стремиться.

Исходя из примеров некоторых святых, мы можем понимать, что это может не получиться конкретно у нас. Потому что почти все монашеские традиции, почти все монастыри, которые основывали святые, так или иначе приходили в упадок, разрушались. Но христианство, тем не менее, передавалось потом в другие монастыри, в другие места, другим людям. Необязательно у нас должно получаться непосредственно то, что мы делаем, а может получиться что-то в другом неожиданном месте – нам не надо это видеть, живя на земле. Нам надо делать только то, что нам надо делать.

Вот тогда и у нас тоже будет сретение с Богом.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)