Воспоминание смерти Лазаря. Такой день скорби почти все время бывает и в нашей жизни, т.к. мы терпим разные скорби ради спасения души, но не знаем, к чему это приведет в итоге. Но во всякой скорби есть просвет — стремление к Царствию Небесному, хотя бы мы и не понимали поначалу, что это такое.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в среду седмицы цветоносной, иначе называемой Лазаревой, Церковь совершает воспоминание смерти Лазаря. В понедельник и во вторник он болел, а сегодня он умирает, чтобы воскрешение, которое произошло в субботу, было уже на четвертый день после того, как он умер. Лазарь четверодневный. Как мы знаем из Евангелия, и как поется в сегодняшней стихире, который написал Иосиф Песнописец, подвизавшийся в IX веке в Студийском монастыре, Господь, когда Ему сообщили о смерти Лазаря, Его друга, возрадовался. Он возрадовался, как объясняется в стихире, спетой сегодня на вечерне, тому, что ученики Его смогут через этот случай увидеть, что Он действительно является Богом, когда увидят воскрешение Лазаря. И вот, получается, что с одной стороны, слезы, потому что, уже придя на гроб Лазаря, Господь, как сказано в Евангелии, прослезился, а с другой стороны — радость. Но сегодняшний день в любом случае может быть днем радости, только если смотреть со стороны тех событий, которые произошли вслед за ним; а сам по себе это день скорби.
И вот, такой день скорби во многом ежедневно бывает в нашей жизни, когда мы видим всякие скорби, всякие неудачи, которые мы переносим; и хотя мы, как христиане, должны понимать и стараться, чтобы они нам послужили для стяжания Царствия Небесного, чтобы это были не бесполезные скорби, но мы еще не знаем, к чему это все приведет на самом деле. Но вот, надо помнить, что, действительно, скорби, когда они наступают, выглядят безрадостно и беспросветно, точно так же, как выглядела и смерть Лазаря, так что Господь как человек действительно имел основание заплакать о Своем умершем друге. Но видя такое положение, мы должны понимать, что никакая жизненная ситуация на самом деле беспросветной не является. Точнее говоря, все это зависит от того, что для нас является просветом, какой просвет, какой выход из данной ситуации мы хотим для себя найти. Потому что если искать какого-то выхода, который просто облегчал бы наши жизненные условия, то, конечно, это не всегда возможно, потому что очень много есть таких ситуаций, которые Господь попускает для нашей душевной пользы, из которых нет такого выхода, который нас удовлетворил бы по-человечески.
Но мы должны понимать, что если мы избрали христианство, то мы избрали в своей жизни то, что люди обычно отвергают, т.е. избрали Царство Божие. Мы захотели идти по узкому пути, который ведет, с точки зрения нормального человека, как бы непонятно куда, и ведет ли он вообще куда-нибудь, тоже непонятно. А главное, что он уводит в сторону от тех житейских интересов, которыми живут все нормальные люди, — не только от греховных интересов, что само собой разумеется, но и от тех, заботиться о которых Сам же Господь и повелел. И ведет куда-то, непонятно куда. Но на самом деле ничего удивительного в этом нет, что непонятно, куда. Потому что чтобы понимать, что такое Царствие Небесное, надо уже к нему приобщиться. А поскольку мы люди, живущие в наших грехах и разных житейских интересах, мы не можем приобщиться к Царствию Небесному и не можем понимать, что это такое. Но надо понимать, что даже если мы и не понимаем, что это такое, потому что Царство Небесное это Бог, а Бога мы не понимаем, то все равно надо слушаться того голоса, который в нас есть и говорит, что именно это, именно то, что мы не понимаем, для нас важнее всего того, что мы понимаем.
И вот такой просвет, который позволяет стремиться туда, есть во всякой жизненной ситуации. И в этом смысле мы и можем, и должны смотреть на каждый свой день, на каждую трудность, которую мы встречаем, как на сегодняшнюю среду, когда Лазарь умер и казалось, что никто не сможет его воскресить. Аминь.