Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздники нужны для того, чтобы изменить весь год; внутреннее пощение – это принадлежность к внутреннему христианскому празднованию; праздновать по-христиански – это значит быть с Богом; необходимо причащаться как можно чаще, а не только во время поста; наша жизнь – это как узор, который надо выткать на богослужебном уставе; польза и вред нашей душе от пребывания в Церкви измеряется тем, как мы стали жить, когда после посещения храма приступили к своим обычным обязанностям; мы должны стараться, когда календарные праздники ослабевают, не ослабевать в своем внутреннем праздновании.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня уже пятница Светлой Седмицы. Эта наиболее праздничная часть очень праздничного периода от Пасхи до Троицы близка к завершению, и если все дни Светлой Седмицы подобны и по богослужению, и по настроению первому дню Пасхи, то потом, конечно, это все будет иначе. Неправильно, если все триста шестьдесят пять дней года будут праздничными, или хотя бы большая их часть. Праздничных дней года должна быть меньшая часть года, на то они и праздники, чтобы быть редки. Но для чего они нужны?

Праздничные дни нужны для того, чтобы изменить весь год, для того, чтобы не только наша жизнь определенным образом менялась только в праздничные дни, хотя это и необходимо, но для того, чтобы во все оставшиеся дни наша жизнь тоже менялась. Как же она должна меняться в связи с праздником Пасхи?

Мы должны продолжать внутренне духовно праздновать, а потом, когда наступит в этом нужда, тогда поститься внешне, а внутренне поститься нужно всегда. Внутреннее пощение – это принадлежность к внутреннему христианскому празднованию. По внешнему человеку, во внешних обычаях своей жизни и даже богослужебных обычаях в том виде, который мы застаем в Церкви, бывает по-разному. В какие-то дни будут постные богослужения, в какие-то – праздничные, в какие-то другие – средние. И это правильно, но для чего это все делается, для чего делается перемена внешнего богослужения, перемена внешнего образа жизни?

Только для одного – для того, чтобы мы и то, и другое одновременно могли усвоить себе внутренне, потому что, чтобы праздновать внутренне, надо внутренне поститься. Постимся мы внутренне с единственной целью – для того, чтобы внутренне праздновать. Что значит поститься внутренне?

Поститься внутренне – значит убрать из своей жизни всякий лишний шум, а прежде всего то, что является прямо греховным. Всегда начинается с шума,с того, что нам не нужно, а только потом бывает греховное. Может быть, это и нужно когда-то кому-то, и даже нам в какой-то период это бывает нужным, но греховным это становится тогда, когда совершенно точно в данный конкретный момент этот шум не нужен, он превращается просто в суету. Суета ведет к греху, и это мешает праздновать, то есть мешает нам быть с Богом. А праздновать по-христиански – это значит быть с Богом, это то, к чему мы должны всегда стремиться. Что такое всегда быть с Богом?

Кто-нибудь ответит, что это значит всегда молиться. Это будет очень правильным ответом, конечно, но ведь не получается всегда молиться. И если мы все-таки стремимся это делать, а мы обязаны к этому стремиться, если мы верующие люди, то тогда мы должны что-то делать, чтобы это получалось. Тут есть разные требования и советы, и что-то есть самое главное, обязательное для всех – это причастие. Причастие, подготовка к причастию, в которой самый главный элемент – покаяние в своих грехах, этим завершается таинство исповеди.

Некоторые думают, что в посту надо каяться, а в остальное время можно этого не делать и не причащаться. Конечно, это грубое заблуждение. Сейчас уже многие понимают, что и в праздничные дни надо особо причащаться, знают, что надо причащаться в самый день Пасхи, знают, что надо причащаться на Светлой Седмице – это требуется, кстати, в Правилах VI Вселенского Собора. То есть это — правило, а не предложение на усмотрение. Здесь нельзя быть под влиянием желания: “хочу – причащаюсь, хочу – нет”. Это наша обязанность –на Светлой Седмице причащаться.

Но кончаются посты, кончаются праздничные дни, и люди начинают как-то забывать об этом. Начинаются будни, хочется уехать на дачу, хочется уехать отдохнуть, хочется или не хочется, но надо пойти на работу, после которой уже нет никаких сил – вот так нас засасывает. Потом мы думаем уже о том, как нам провести время, свободное от работы, и делаем выбор в пользу случайного времяпрепровождения с нашими знакомыми или даже, стыдно сказать, у телевизора, а молодое поколение – у компьютера. В данном аспекте компьютер ничем не отличается от телевизора. Все это, конечно, безобразно. Никогда нельзя забывать, что Церковь есть всегда, что богослужебный год есть всегда, литургия есть всегда. Это должно быть основой, вокруг которой держится все в нашей жизни.

Наша жизнь – это как узор, который надо выткать на какой-то основе. Основа эта создается богослужебным уставом. Богослужебный устав состоит, можно сказать, из трех компонентов. Первое и основное – это церковное богослужение, в котором мы все время должны участвовать. Второе – это наша ежедневная домашняя молитва, утреннее и вечернее правило, молитва перед началом и окончанием всякого дела, в том числе еды, и может быть какие-то еще ежедневные молитвы. Третье – это ритм постов и праздников, который в нашей внешней жизни должен быть.

Если мы поставим это на первое место в нашей жизни, а потом уже будем туда вписывать наши необходимости по работе, по отдыху и так далее, именно вписывать, а не создавать из этого канву из нашей жизни, то тогда мы будем потихоньку приучаться к церкви, приучаться молиться, тогда для нас праздники будут праздничные, посты – постные, одно будет усиливать другое, помогать другому.

Если мы будем забывать это, то будем приходить иногда в церковь, смотреть на разные вещи, даже может быть интеллектуально нам понятные, но они не будут относиться к нам лично; может быть будем в какой-то степени заражаться не совсем православным весельем в церкви на великих праздниках, а домой будем приходить такими же, как были. Так не должно быть, потому что польза от нашего посещения церкви измеряется не в том, как мы себя чувствовали, пока мы в церкви были.

Наше самоощущение в церкви зависит от целого ряда случайных причин: нам кажется, что нам хорошо, а на самом деле ничего хорошего с нами в церкви не было; может быть нам очень плохо в церкви, но на самом деле ничего плохого с нами не было, а было только хорошее. Измеряется польза и вред нашей душе совсем другим: что с нами происходит, как мы начинаем жить после того, как мы вернулись из церкви, пришли домой и приступили к своим обычным делам. Если наша жизнь после этого становится более христианской, мы не теряем память Божию, то тогда мы в церковь ходили не зря, и время там не теряли. Один процент такого результата от всего времени, проведенного в церкви – это уже очень хороший коэффициент полезного действия.

Будем стараться сейчас, когда календарные праздники ослабевают, не ослабевать в своем внутреннем праздновании. Сейчас, когда у нас почти нет постов, внутренне понимать, что мы должны поститься всегда, в том числе и в сам день Пасхи, и во все остальные праздники.

Аминь.