Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Нектарий — “народный святой”, как св. Серафим Саровский или св. Иоанн Кронштадтский. В чем особенность таких святых? Они не догматисты, но имеют большой духовный авторитет. Они учат нас уповать на Бога при непонимании окружающих и безвыходном с житейской точки зрения положении; они показывают, как жить по Добротолюбию среди житейской суеты и попечений.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святителя Нектария Эгинского. Это один из тех немногих святых нашего времени, которых можно в лучшем смысле слова назвать “народными святыми”, и такие святые почитаются во всем мире. Это, прежде всего, двое русских святых — Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский, и третий греческий — Нектарий Эгинский. Во всем православном мире они почитаются наравне, и нужно чтобы и в России они почитались одинаково; но к сожалению, у нас в России святого Нектария Эгинского еще недостаточно знают.

Очень много общего в их подвиге и в значении их подвига для нашего времени. Они подвизались тогда, когда православный мир уже содержал в себе все то зло, которое вскоре выплеснулось и привело к катастрофе православия в ХХ веке. Но в то же время ни один из них, даже самый последний по времени Нектарий Эгинский, не дожил до самой катастрофы. Святой Нектарий умер уже совсем накануне, в 1920 году. Эти святые совершенно незаменимы для всех православных христиан, проживающих и те тяжелые времена, которые настали после жизни этих святых, и наши времена, в чем-то более, а в чем-то менее тяжелые. Эти святые помогают нам не сбиться с дороги. Возможно, аналогичные святые были и для других эпох, но у каждой эпохи есть свои такие святые. И вот, что же в них такого ясного?

Они обычно не проповедовали в тонкостях и подробностях догматического учения; это делали другие святые, а эти святые ограничивались лишь тем, что утверждали важность православного учения, сами учили православно, но догматистами их назвать нельзя. В церковной иерархии они положения не занимали практически никакого, как это было в случае упомянутых двух русских святых, один из которых был иеромонахом, а другой белым священником; а святой Нектарий хотя и побыл некоторое время митрополитом, но из этого ничего не получилось; в этом отношении очень похож на Нектария Эгинского еще один святой нашего времени — Иоанн Максимович, который тоже был епископом, но в качестве епископа не очень много сделал и не имел среди архиереев большого авторитета, а больше был “народным” святым. Зато у всех этих святых был очень большой духовный авторитет. На чем же он был основан? Главным образом на одном — на уповании на Бога. И эти святые дают нам конкретный пример и указание, как нам нужно уповать на Бога, именно нам, людям, живущим в ту же эпоху, что и они.

В этом уповании на Бога выделяются две стороны. Первое — это то, что мы будем окружены непониманием и некоторой, с житейской точки зрения, несправедливостью, причем и среди православных. Все эти святые сполна испытали на себе такое непонимание и гонения даже и от собратий, а люди более далекие от православия тем более их не понимали. И вот, мы тоже, если хотим быть православными, не должны искать того, чтобы в миру все понимали наши действия. Мы даже не должны искать того, чтобы это понимание было среди православных. То есть мы должны искать понимания среди православных в той степени, чтобы нашими действиями по нашей вине не вводить никого в соблазн, и здесь надо, конечно, стараться. Но думать, что в случае правильности наших действий мы будем поняты хотя бы своими собратиями по Церкви или какими-то другими людьми, именующими себя христианами, но не состоящими в Истинной Церкви, — это, конечно, было бы наивно. Надо готовиться совсем к другому, т.е. именно к тому, что будет непонимание.

Но как жить в таком непонимании? Вот это как раз показывали “народные” святые. Потому что самое вдохновляющее в их жизненном примере это то, что они все время оказывались в ужасающих жизненных обстоятельствах, жили в непонимании и вообще попадали в тяжелые безвыходные положения, и даже сама их жизнь подвергалась опасности. Например, святой Серафим Саровский еще в детстве упал с колокольни, но остался жив; а святой Нектарий Эгинский хотел отправиться учиться, но не мог этого сделать, и тем не менее, чудесным образом нашелся человек, который дал ему денег на дорогу и дал ему возможность зарабатывать деньги. Причем св. Нектарий работал на табачной фабрике, что, конечно, не являлось делом благочестивым, но он это обратил на пользу. В общем, у него была примерно такая карьера, как у Ломоносова в России. То есть все это показывает, что этот человек был целеустремлен к духовной жизни и знаниям, и потому, несмотря на кажущуюся безвыходность положения, выход ему Господь послал.

И вот, такие святые учат нас никогда не смущаться тем, что мы оказываемся в каком-то по-видимому безвыходном положении. С точки зрения житейской оно, может быть, и безвыходное, но мы должны знать, что наша жизнь регулируется житейскими закономерностями только во вторую очередь, с большим отрывом, а в первую очередь она регулируется промыслом Божиим. Промысел Божий всегда будет обращать все обстоятельства нам во благо, но во благо именно для спасения нашей души, и только в том случае, если мы сами будем этого хотеть. Потому что если мы не будем этого хотеть, то промысел Божий будет бессилен — Бог добровольно ограничил Свое всемогущество и не может насиловать волю свободных существ, если они сами не хотят своего спасения.

Вот потому, взирая на пример таких святых, как Нектарий Эгинский, мы должны так же спокойно молиться, не отвлекаясь на те, казалось бы, тяжелые обстоятельства, которые вокруг нас возникают. И это действительно очень важно — понять это. Потому что когда мы читаем Добротолюбие или возвышенные писания отцов о молитве, там эти вещи не объясняются. Вообще говоря, такие книги адресованы тем, кто все это уже понимает сам из опыта жизни. А мы, когда пытаемся сразу собирать свое внимание и исполнять прочие заповеди великих подвижников, претыкаемся не по тем причинам высокого характера, которые описаны в их писаниях, а потому, что мы элементарно отвлекаемся какими-то житейскими мелочами, какими-то страхами, какой-то дерготней, которая нас все время отвлекает в жизни. Поэтому сначала нам хорошо почитать какие-то писания святых отцов о том, как нам не раздергиваться вот этими житейскими попечениями. И вот тут для нас особенно важны “народные” святые, которые жили, по крайней мере, какую-то часть своей жизни, среди всевозможных житейских попечений, всевозможных гонений и неприятностей, но внутренне они при этом жили по Добротолюбию, потому что они прежде всего учились не отвлекаться помыслами многопопечительности, малодушия, маловерия и подобными. Эти помыслы приходят, им нельзя не приходить, но наше дело их не принимать. И вот тогда мы будем православными христианами, и тогда мы устоим в православной вере во времена нынешнего всеобщего отступления от чистоты православной догматики, и самое главное — спасем свою душу, поняв, как нам жить по Добротолюбию, живя в той среде, которая от него весьма далека. Аминь.