Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Владимир начал Крещение Руси с самого себя, с изменения своей жизни — именно потому он и Русь крестил успешно. Чтобы наши неверующие близкие жили с нами в мире, надо нам самим исправлять свою жизнь; не надо жаловаться на неподходящее окружение, потому что дело в нас самих.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь в 988 году. Конечно, мы все не в первый раз о нем слышим и что-то читали о нем; жития его как такового не существует, только в позднее время были написаны разные сказания про него, но существуют летописные известия, “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона в честь памяти святого Владимира, и в церковном предании поэтому о нем сохранилось многое, что показывает нам не только его исторические деяния и какие-то факты, но показывает, самое главное, их духовную подоплеку. А самая главная подоплека, согласно всем свидетельствам, которые, по всей видимости, восходят действительно к реальным фактам, состоит в том, что святой Владимир начал Крещение Руси с самого себя — и не просто с того, что принял крещение, потому что это требовалось чисто формально и без этого невозможно было крестить Русь, но с того, что после крещения действительно принял христианскую веру. Он резко изменил свой образ жизни, свои манеры, покаялся в том, что совершал, будучи язычником, потому что очень многие греховные порядки для язычников были совершенно нормальными, но Владимир резко переменился после крещения и все то, что было не согласно с христианским образом жизни, оставил, и вообще у него даже характер изменился, и он стал человеком кротким.

Какой это дает урок нам? Святой Владимир очень успешно крестил Русь, и обратного поворота к язычеству уже быть не могло, хотя при жизни Владимира не очень большой процент русских людей стал православным. Но можно вспомнить, что и при святом императоре Константине тоже небольшой процент граждан Римской Империи стал христианами, но обратного пути уже не было. Поэтому действительно можно сказать, что как дело святого Константина было успешным, так и дело нового Константина, как прославляет святого равноапостольного Владимира сегодняшнее богослужение, тоже было успешным. На чем же был основан этот успех? Прежде всего на том, что сам князь стал по-настоящему христианином. И вот, из этого мы должны сделать очень простой вывод сами для себя: если мы хотим, чтобы наши близкие жили с нами в мире и не приставали к нам из-за того, что мы христиане, мы в их глазах не должны меняться к худшему. Пусть у нас появятся какие-то, с их точки зрения, странные особенности, но в конце концов у всякого человека есть какие-то свои странности, и их всегда будут нам прощать — при условии, что мы сами по себе будем действительно становиться лучше. Потому что если мы будем становиться сами лучше, то в конечном счете и от нас окружающим будет становиться лучше, хотя временами и неудобно, но в общем и целом получится все-таки лучше. И тогда наши близкие будут постепенно заинтересовываться христианством, проникаться к нему симпатией, и дальше уже можно будет с ними говорить о содержании христианской веры. А пока этого нет, пока мы являем только такой, можно сказать, звериный оскал православия, то, конечно, никто с нами о вере разговаривать не будет, а любой разговор, даже если он и произойдет, послужит только к поношению православия. Не даром поэтому апостол Павел говорит христианам: “Из-за вас имя Божие находится в поношении у язычников”.

И поэтому никогда не будем жаловаться на то, что мы живем в неподходящем окружении. Конечно, мы все живем в неподходящем окружении; ну и что? Нам даже еще и легче, потому что наше неподходящее для христиан окружение — оно, как это было во времена святого Владимира, в основном даже и не называет себя христианским; это просто люди, которые о христианстве не думают. Было бы гораздо хуже, если бы оно состояло из людей, которые называли бы себя христианами, но ими по сути не являлись. Таких людей среди нашего окружения и наших знакомых гораздо меньше, хотя они и встречаются. И поэтому нам надо благодарить Бога, что разница между не-христианством и христианством в наше время, в нашей жизни определяется относительно легко по сравнению с тем, что бывало в другие эпохи. Надо понимать, что ничего в нашем положении такого уж особенного нет, что и раньше так бывало, и всегда было нечто похожее на то, что мы все переживаем. И не надо думать, что к нам кто-то плохо относится потому, что мы христиане. К нам относятся плохо потому, что мы плохо себя ведем, — обычно это бывает именно так и очень редко из-за того, что мы христиане. И плохо мы себя ведем не только по-человечески, с житейской точки зрения окружающих людей, но, к сожалению, и с точки зрения христианской тоже. И вот, надо стараться исправляться и не терять духа от того, что вокруг на столько много нехристиан. Можно заметить, что даже вокруг Господа Иисуса Христа тоже не было повсеместного обращения к вере, а уж нам тогда тем более не следует жаловаться, но мы обычно ожидаем чего-то большего, чем следовало бы.

И вот, князь Владимир как раз был таким святым, который крестил множество народа, и вокруг него очень многие обратились в христианство, — а все почему? — Потому что он не унывал, старался исправляться сам и не падал духом из-за того, что очень многие при его жизни все-таки не принимали христианство или принимали его только для вида, а на самом деле оставались язычниками. Но потом бывало по-разному: бывало, что все-таки они приходили по-настоящему к христианству, а если и не приходили сами, то уже их потомки смогли стать христианами. Поэтому будем просить помощи святого Владимира и всех святых вообще, чтобы нам проводить жизнь по-христиански, и в частности, будем просить их помощи в том, чтобы проводить нам свою христианскую жизнь должным образом в нашем нехристианском окружении, чтобы молитвами крестившего Русь святого Владимира по возможности обращались в истинную Церковь современные русские люди, которые живут вокруг нас. Аминь.