Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас предпоследнее воскресение перед Пасхой, и хотя в последнее время появилась традиция праздновать память Марии Египетской в этот день, но богослужение сохраняет еще более древние слои, и самый древний слой сегодня заключен в Евангельском чтении – в Евангелии от Марка, где Господь говорит, что скоро Его предадут на распятие, и Он претерпит муки, которые перечисляет. Дальше сыновья Заведеевы спорят о том, желая быть с Ним, кто будет одесную, а кто ошую – происходит известный разговор.

Это означает, что богослужение сохраняет память о том, что уже сейчас канун страданий Христа. Действительно, если мы обращаемся исторически к этим событиям, а не как они компактно представлены в нашем богослужении, то можно понять, что Страдания Господа в Иерусалиме занимали не одну седмицу, как Церковь сейчас «упаковала» эти воспоминания, а как раз примерно две недели. И в древнейшей версии историка Иосифа Флавия, которая сохранилась только на славянском языке, как раз и описывается такая примерно двухнедельная хронология событий.

Как бы то ни было, сейчас мы уже настраиваемся на Страстную седмицу, и в этом главное понимание этого дня, хотя  богослужебные воспоминания, которые нам предстоит пройти в ближайшее время, связаны с Лазарем: в понедельник Лазарь заболевает, во вторник болеет, в среду умирает, в четверг и в пятницу лежит во гробе, и, наконец,  в субботу происходит его воскрешение – это все нам представляется в богослужении. Само это воспоминание указывает нам на Воскресение Христово и нас тоже располагает к тому, чтобы лучше понять и поэтому лучше праздновать Пасху.

И мы должны чувствовать, что у нас последняя обычная неделя Великого Поста – последнее время, когда можно немножко попоститься. Хотя и предстоит Страстная Седмица, которая представляет собой пост, но это пост особенный. Там очень много богослужений, очень важные воспоминания – самые важные христианские воспоминания, – но там уже пост лишь один из элементов из того, что происходит, и, может быть, не так сильно он привлекает наше внимание. А вот обычный пост все-таки сохраняется еще на одну неделю.

Что мы можем сделать? Мы можем еще немножко построже собраться, поститься не только в отношении еды ближе к уставу, насколько это допускает наше физическое и психологическое состояние, но, прежде всего, в отношении всяких дел. Можно заниматься всякой работой, в том числе и той, которая поможет нам освободить время для богослужения на Страстной седмице, но надо поменьше заниматься суетой — я уж не говорю, что всякими развлечениями. Греховных развлечений у нас не должно быть никогда, так что на них не стоит даже специально останавливаться, а и негреховных тоже должно быть поменьше.

Но зато должно быть побольше тех развлечений, которые не отвлекают, а, наоборот, привлекают нашу душу к Богу. Что-нибудь хорошее почитать, подумать и, может быть, даже сделать какую-то работу, которая нас просто успокаивает, а поэтому дает нам возможность повнимательнее помолиться. Это все очень хорошие занятия для грядущей седмицы. Повторю: богослужение оставляет еще достаточно много времени нам на личную жизнь, а Страстная седмица уже не оставляет столько времени, и вот надо его так и использовать.

Наконец, если есть какие-то фанатики, которые очень хотят сделать уборку перед Пасхой, то уборку надо сделать на этой седмице, но можно ее не делать вообще, потому что уборка в душе гораздо важнее. Что касается всяких изготовлений блюд, то этого вообще лучше не делать – в них нет ничего полезного совершенно. Я повторю, хотя я понимаю, что говорил это раз десять, что когда изготовление ритуальной пищи отвлекает нас от богослужения в силу того, что захватывает время и силы, которые должны были быть потрачены на богослужение, то это празднование не христианское, и славится не наш христианский Бог, а совершенно другой бог, про которого можно сказать, что он есть чрево, но можно сказать и прямее – это сатана. Поэтому бытовой, но самый настоящий сатанизм – это предаваться приготовлению всякой еды и уборке вместо того, чтобы посещать богослужение.

Вот постараемся использовать то время подготовки к Страстной седмице, которая сейчас открывается, и постараемся использовать время самой Страстной седмицы для того, чтобы получить нам пользу, а не душевный вред.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)