Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Благовещение — начало нашего спасения, праздник зачатия Христова; Христос родился тем способом, которым люди и должны были рождаться, если бы не было грехопадения, — говорит св. Максим Исповедник; после грехопадения появилась необходимость в смерти и различии полов; различие полов было сотворено в предвидении грехопадения, но не было его причиной; девственное рождение избавляет Христа и нас, когда мы причащаемся Его Тела, от законов смерти; Христос умер добровольно, а не подчиняясь необходимости умереть; христиане — это другой человеческий род.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем один из великих христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. В христианстве самый главный праздник, конечно, один – это Пасха, которая потом повторяется каждую неделю. Это самые большие праздники, и обычное воскресенье больше чем Благовещение, потому что для кого-то обычное, а для христиан – это Пасха, а совсем не обычный день. Но кроме этого существует двенадцать главных праздников, и сегодняшний в их числе. Что же это за праздник, что празднуется?

Все мы знаем событие, которое празднуется: пришел архангел Гавриил, посланный от Бога Деве Марии, и сказал, что она зачнет Сына. В это же время и совершилось зачатие Христа от Духа Святаго в Деве Марии. То есть мы празднуем праздник зачатия Христова. Это, надеюсь, все знают более или менее. Но какой смысл здесь, почему это важно праздновать?

Конечно, самое главное тоже все знают. Главное то, что говорится в тропаре сегодняшнего праздника: “Днесь спасения нашего главизна”. Как с церковно-славянского это переводится на русский? На русском это будет так: “Сегодня нашего спасения первый пункт, начало”. Первый пункт в списке тех дел, которые должны были совершиться в нашем спасении.

Вот сегодня такой день. Это самое главное, что сегодня празднуется, в этом причина праздника. Все-таки для Рождества Христова есть специальный праздник, но сегодняшний праздник тоже входит в цикл Рождества Христова, потому что откуда берется сегодняшняя дата 25 марта? (А сегодня именно 25 марта по церковному календарю, а не какое-то другое число.) Оно берется из расчета того, что эта дата ровно за девять месяцев до 25 декабря, когда у нас Рождество Христово по церковному календарю. Таким образом, сегодняшний праздник в цикле Рождества, и празднуется именно зачатие.

Зачатие, как мы знаем из Евангелия и из содержания сегодняшнего праздника, — в богослужении сегодня об этом говорилось, и в Евангелии соответствующее место читалось, — произошло чудесным образом. Это особое достопамятное событие вошло в Евангелие, и в церковном предании установлен в честь него праздник. Мы, конечно, знаем, что для Бога все возможно. Как говорится в богослужении сегодняшнего праздника, когда Богородица спрашивает архангела Гавриила, как же Она зачнет Сына, если не имеет мужа, он отвечает Ей словами: “Бог идеже хощет, побеждается естества чин”. То есть, где захочет Бог, там обычный порядок естества побеждается.

Несомненно, это так, но все чудеса имеют ведь какой-нибудь смысл. А такое чудо имеет тем более важный смысл, потому что обычный порядок установлен тоже Богом, чтобы он обычно соблюдался, а вовсе не побеждался, иначе будет беспорядок и хаос. Вот Бог установил порядок, и если Он делает какие-то исключения из этого порядка Сам, Своей волей, то это имеет всегда какое-то значение. Так зачем же нужно было таким странным образом рождаться Мессии?

Некоторые ссылаются на то, что христианство признает брак, и совершенно справедливо ссылаются. И зачатие от брака не только не является скверным, но таким образом произошли не только все святые, но и сама Богородица. Зачем же Христу нужно было другое по плоти рождение, если и обыкновенное рождение не является скверным? Мы ведь знаем, что Он принял на Себя все ограничения нашего естества, а вот это Он почему-то не принял. Что же это такое?

И на это отвечают святые отцы, а яснее всего св. Максим Исповедник, величайший богослов Церкви, живший в VII веке. Он говорит, что Христос для того, чтобы исполнить все те дела, которые должен был исполнить, но не исполнил Адам по причине своего грехопадения, родился тем способом, которым люди и должны были рождаться. Дана была заповедь в раю “плодитесь и размножайтесь”. Но способ, которым в результате стал размножаться человеческий род, уже был применен другой, потому что после грехопадения понадобилось ввести смерть. Если бы человеческий род не имел бы такое лекарство, как смерть, то грех продолжался бы вечно.

Человеческий род оказался под властью смерти в результате грехопадения, а если существует смерть, то нужен какой-то способ размножения. И этот способ размножения был тот, который в человеческую природу был заложен изначально: “мужа и жену сотвори их”, — так сказано в Библии о сотворении человека. То есть Он сотворил мужской род и женский. Но это различие полов, которое было нужно для последующего размножения, не применялось бы, если бы не было грехопадения.

Святой Григорий Нисский указывает на то, что ангелы ведь тоже размножались каким-то образом, но там не было никакой разницы полов, и это не помешало им исполнить то количество, какое было нужно. Св. Максим Исповедник говорит, что Христос родился в девственном рождении, и такое же рождение предусматривалось для людей. Но также была предусмотрена возможность другого размножения.

Один замечательный богослов XX века, Владимир Николаевич Лосский, сказал, что разделение полов было сотворено в предвидении грехопадения, но это не было причиной грехопадения, подобно тому, как спасательный круг на корабле существует в предвидении кораблекрушения или каких-то неприятностей, но он не является источником или причиной этих неприятностей для корабля. Так же и разделение полов не являлось причиной грехопадения.

Но почему было нужно Христу родиться от Девы? Для того, что бы человеческий род получил новое начало. То начало, которое в нем есть, рождает нас под властью смерти. Власть смерти человеческое естество делает слабым и удобопреклонным ко греху. Мы, может, и сопротивляемся греху, но это очень тяжело, и мало кто выдерживает, если вообще кто-то выдерживает. А благодаря тому, что мы приобщаемся Телу Христову, мы становимся через евхаристию, через причастие – вот для чего нужно причастие – одним Телом со Христом, которое не под смертью, потому что девственное рождение избавляет Его от законов смерти. Поэтому мы уже можем побеждать грех сами в себе.

Христос принимает смерть добровольно, Он мог бы и не умирать. Он Сам говорит апостолу, который пытается Его защитить оружием, когда Его арестовывают, что неужели ты не понимаешь, что если бы Я хотел, Я попросил бы Отца своего, чтобы Он послал легионы ангелов Меня защитить. Смерть была именно добровольной, как многократно подчеркивает православное богослужение. Подобно этому в нашей жизни тоже есть такая альтернатива. Если мы идем за Христом, как мы и обещаем в крещении, то мы идем за Его смертью, принимаем эту смерть добровольно, а закон смерти над нами не властвует как закон. Если же мы этого не принимаем, то мы все равно умираем, но уже подневольно, под тем законом смерти, которому отдает должное весь человеческий род. Почему это важно нам понимать сейчас?

Если мы уже верим в обетование Христово, нам важно понять, в чем оно состоит. Многие из нас, даже думая, что они христиане, или, по крайней мере, симпатизируют христианству, не верят в обетование Христово и крайне смутно представляют его суть. Но можно понять, по крайней мере, интуитивно, вот что: христианство – это нечто совершенно небывалое на земле, это другой человеческий род, к которому мы хотим приобщиться и для этого мы становимся христианами. Как написано в одном раннехристианском тексте II века, “Послании к Диогнету”, “что душа в теле, то в мире христиане”. И вот эта “душа” мира, то есть, христиане, – это другой человеческий род, соединяющийся с Христом, и зачатие этого нового человеческого рода мы сегодня празднуем.

Аминь.