Великий пост в основной своей части кончился. Время подведения итогов. Если мы чему-то не научились за пост, но будем продолжать просить об этом Бога в пасхальные дни, то Он нам поможет. Пост как образ смерти. Мы должны умертвить свои страсти, чтобы Господь воскресил нашу умершую душу.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы пели за вечерней стихиру “Душеполезную совершивше Четыредесятницу”, потому что сегодняшний вечер, службу которого мы только что совершили, это последний вечер основной части Великого поста, которая называется Святой Четыредесятницей и длится 40 дней. После этого в Великий пост входят еще два праздничных дня — завтрашняя суббота и Вербное воскресенье, а потом еще Страстная седмица, которая составляет отдельный пост, объединенный с постом Святой Четыредесятницы, и уже все это вместе составляет Великий пост. Но основная часть Великого поста, когда мы должны были жить с постоянным обращением к Церкви, но прежде всего, нося в себе соответствующую память, она теперь уже позади. Потому что Страстная седмица требует от нас другого времяпровождения, другой степени пребывания в Церкви по сравнению даже с тем, что было во время Четыредесятницы. Потому что во время Страстной седмицы желательно бывать в Церкви каждый день и готовиться к причастию каждый день, когда оно преподается, — а это каждый день Страстной седмицы, кроме Великой Пятницы. И такая интенсивность церковной жизни, конечно, ни для кого из нас практически невозможна на более длительный срок, но вот на Страстной Седмице надо постараться жить так. А просто Великий пост сегодня, сейчас закончился.
И поэтому надо подвести итоги, чему мы научились, а чему так и не научились в Великом посту, просить Бога научить нас этому, не забывать об этом не только во время Страстной седмицы, когда забыть об этом не очень легко, но и во время и после Светлого Христова Воскресения. Потому что так получается, что если мы чего-то не добились в Великом посту, но не перестали об этом просить и в дни Пасхи, то Господь это нам подает. Я имею в виду, например, ослабление или прекращение каких-нибудь наших греховных привычек, себяжаления или каких-то подобных вещей, или может быть, какой-то вражды с кем-то из наших ближних или какой-то немирной с ними жизни (ведь бывает и так, что вражды особенной нет, но и мирной жизни тоже нет).
Также посмотрим еще и на особую церковную символику сегодняшнего дня. Потому что, конечно, время воздержания само по себе очень важно, и это выражено в церковном богослужении, как мы сегодня слышали, а также важен сам по себе завтрашний праздник воскрешения Лазаря, который является предвкушением и удостоверением того, что совершится и воскресение Самого Господа, т.е. Пасха. Но сегодняшнее вечернее богослужение, которое мы только что совершили, не просто указывает на воскрешение Лазаря, о чем тоже шла сегодня речь в связи с завершением Четыредесятницы, но соединяет вместе еще два события Ветхого Завета, которые тоже, хотя и более прикровенно, указывают на воскресение Христово, а через это связаны с воскрешением Лазаря. Это история о том, как Иакова похоронили в его родной местности, и рассказ об Иосифе, который хотя и умер в Египте, но завещал, чтобы его кости были перенесены в Землю Обетованную, что спустя много лет и было сделано. По преданию, это произошло через 400 лет.
То, что из греховного Египта (потому что Египет является символом греха) кости праведного Иосифа, его святые мощи, были перенесены в Землю Обетованную, это образ того, что из здешней греховной жизни мы должны воскреснуть для жизни в Церкви, жизни в Царствии Небесном. Конечно, Иосиф в то время не воскрес, и потому этот образ гораздо более бледный, чем воскрешение Лазаря, но это тоже указывает на те события, которые должны были произойти. И вот, все это вместе указывает нам на то, что должно произойти с нами в результате поста.
Потому что в каком-то смысле, как мы не раз слышали это в богослужении и в синаксарях Триоди, пост подобен смерти. Аскетика недаром называется умерщвлением себя для жизни на земле. “Умертвите уды ваша (т.е. члены тела вашего), сущия на земле”, — говорит Апостол Павел и дальше, объясняя, что это такое, называет всевозможные страсти. И вот, если мы себя умерщвляем, то мы сами себя предаем смерти, но смерти добровольной, и через это мы приходим к тому, что сподобляемся воскрешения. И потому, конечно же, не случайно объединены подряд и практически в один праздник завершение Четыредесятницы и воскрешение Лазаря. Поэтому мы должны понимать, что самое главное, о чем мы всегда должны думать в связи с воскрешением Лазаря, это то, что Господь этим самым показывает воскрешение и нас — того мертвеца, которым духовно является каждый из нас, даже если он жив, пока его Христос не воскресит. Когда Господь нас воскресит, когда мы уже созреем для Царствия Небесного, тогда мы уже перестанем быть Лазарем.
Но как Господь хотел, чтобы воскрес Его друг Лазарь, так Он хочет, чтобы воскрес каждый из Его друзей, которые умерли. Потому что даже если мы люди страстные и грешные, но хоть как-то верующие и принадлежим к Истинной Церкви, мы все-таки являемся друзьями Божиими, хотя весьма и весьма недостойными и подверженными смерти, а лучше даже сказать — не подверженными смерти, а уже умершими. И вот, будем надеяться на то, что, если мы вместо того, чтобы недобровольно подвергаться умерщвлению от страстей, добровольно умертвим свои страсти и в этом смысле умертвим добровольно сами себя, тогда Господь нас воскресит подобно Лазарю. Аминь.