Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мученик Вонифатий — это просто святой нашего времени, хотя он реально жил в начале четвертого века, когда были последние гонения или одни из последних гонений. Причем в Риме, где он жил, гонений не было, но были они на востоке империи — там просиявали христианские мученики. А он был рабом своей госпожи Аглаи и вместе с ней вел развратный образ жизни. То есть и близко даже не было ничего христианского в его жизни, и ничего такого он не думал, хотя при этом он был человеком добрым.

Когда в Риме узнали о гонениях, которые происходили в противоположном конце империи, на востоке, то Аглая захотела, чтобы ей по примеру других богатых граждан Рима — а она была именно богатой, имела свою виллу — привезли мощи мучеников, про которые уже знали, что это великая святыня, и отношение у многих было к ним суеверное. Многие хотели просто получить от них исцеления, помощь Божию, хотя можно сказать и помощь «богов».

Вот с какими-то такими смутными чувствами и Аглая поддалась моде и послала своего доверенного раба Вонифатия на восток империи за мощами мучеников. И тот соответствующим образом постарался исполнить это поручение, добрался на восток, увидел, как происходили эти мучения. Вонифатий заразился верой этих мучеников, которые сами себя предавали на казнь. Он сказал, что он тоже христианин, и что он тоже хочет, чтобы его мучили вместе с ними.

В результате его, действительно, замучили, и свидетели этого мученичества, в конце концов, и доставили его мощи Аглае. С тех пор в Риме до сих пор сохраняется культ мученика Вонифатия. Сама Аглая затем сама прославилась не в мученичестве, но в подвижнической жизни, если я не ошибаюсь.

В этом рассказе есть существенный легендарный элемент, благочестивая выдумка, но в то же время несомненно, что сами эти мощи были, и их происхождение такое вот непростое было. То, что многие люди ни о чем таком христианском не думали, но принимали христианство в самый последний момент – это очень  широко известно тоже. И что среди этих людей были такие, кто ни о чем христианском не думали, а думали как раз о противоположном, и так жили всю жизнь – это тоже достоверно известно.

Интересно, что наш гражданский новый год после того, как изменился календарь на григорианский – при Петре I у нас ввели новый год на 1 января, но это сейчас 14 января, а сегодняшний новый год по григорианскому календарю, — приходится всегда на память святого Вонифатия. Наверное, это просто некоторая надежда о нашей стране.

Когда большевики пришли к власти, то тогда они и ввели этот календарь – и это было торжество тех страстей, и даже худших страстей, конечно, чем жил этот Вонифатий всю свою жизнь вместе со своей госпожой Аглаей. Они, правда, не доходили до убийства. Но в перемене календаря для России оказалось и некоторое указание выхода, указание на то, что у нас будет.

Поэтому прекрасно, что гражданский новый год нам каждый раз напоминает именно об этих святых. Может быть, это даже гораздо полезнее, чем тот гражданский новый год, так называемый «старый», потому что там и так большой церковный праздник – Обрезание Господне и память Василия Великого. Конечно, гражданское новолетие только бы отвлекало от главного. Поэтому, на мой взгляд, мы совершенно ничего не теряем, что у нас сейчас новый год происходит именно по новому стилю, а по старому мы его потеряли бы, если бы вздумали праздновать. А здесь, наоборот, все можем совместить – и слава Богу.

Поэтому пожелаем друг другу и прежде всего самим себе в новом году подражать мученику Вонифатию в том, чтобы быть христианами. Подражать ему  в том, чтобы изменять свою прежнюю жизнь.

Аминь.