Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Богоявление Господне — Иисус Христос впервые явился людям; во время крещения Иисуса голубь обозначал снисхождение Святого Духа, почивание Его в Сыне; Богоявление для очень многих людей— это шанс, которым не все пользуются, открыть Церковь; мы пьем святую воду во здравие телесное и душевное, но если мы хотим, чтобы она оказала на нас благотворное воздействие, то мы должны жить так, чтобы не мешать ей это делать; избрать благо, как говорится в псалме, – значит избрать правильную цель жизни, а правильная цель жизни только одна – быть с Богом; для того, чтобы правильно помогать людям, нам нужно иметь разум Христов, духовное рассуждение; нужно стремиться к Богу, а, стремясь к Богу, нужно молиться при любой ситуации; еще более полезно молиться прежде, чем сказать гадость.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Богоявления или, как в народе называют, Крещения Господня. Обычно мы справедливо сетуем, что разные христианские праздники и вообще христианские обычаи по причине одичания нравов и всеобщего безбожия становятся все менее и менее понятны, все больше и больше искажаются.

Но в сегодняшний праздник именно этот процесс, на который мы обычно сетуем, приводит и к чему-то противоположному. Нет худа без добра.

Какой был смысл события, празднуемого сегодня? Господь Иисус Христос впервые явился людям. Его не знал почти никто. Большинство тех, кому Он явился при крещении, вообще о Нем ничего не слышали. А те немногие, которые слышали, за исключением только Иоанна Предтечи, который был пророк Божий, и ему было открыто больше, чем всем остальным, — и то он сомневался, мессия ли Он, — не могли знать того, что открылось в этот момент.

В момент Крещения был глас с неба, что “Сей есть Сын Мой возлюбленный, на Котором Мое благоволение”. Дух был в виде в символического голубя, хотя голубь был натуральный, а только значение его было символическое. Голубь обозначал снисхождение Святого Духа, почивание Его в Сыне. Такое значение Христа открылось в этот день. Так было когда-то.

Так было в тот момент, память которого мы сегодня празднуем. А что же происходит сейчас? Сейчас для очень многих людей это шанс, которым не все пользуются, открыть Церковь. Нет ничего удивительного в том, что большинство этот шанс не используют. Подавляющее число тех, кто встречался с Христом в Его земной жизни, тоже не стали христианами. Наоборот, они потом участвовали в Его распятии. Это они составляли ту толпу, которая кричала: “Распни Его!”

По крайней мере, нельзя сказать, что большинство их потом обратилось. Обратились только немногие. Но ради такого маленького, как может показаться со стороны, коэффициента полезного действия все равно это имело смысл. Так же и сегодня имеет смысл праздновать Богоявление.

В этот день раздается святая вода, и создается в народе представление, что она зачем-то нужна, хотя если спросить зачем, никто толком ничего не скажет. А если кто-то и скажет, то уж лучше бы и не говорил. Тем не менее, человек приходит в церковь и сталкивается хоть с каким-то кусочком богослужения, на которое он попал, и может что-то узнать о настоящем значении святой воды и настоящем ее употреблении. Уже от этого будет какая-то польза. — Даже если поначалу, — снапример, год или два после этого посещения — жизнь человека никак не изменится. Но потом, скажем, через три или пять лет, после того, как человек несколько раз по особому случаю зайдет в церковь, возьмет святой воды, не понимая зачем, у него будут в жизни обстоятельства, которые заставят его многое переосмыслить, о чем-то задуматься.

Когда он будет искать ответы на вновь возникшие вопросы, то он как-то подсознательно вспомнит этот церковный опыт. Тогда он будет сдвигаться в сторону христианства. Но лучше это все сделать сознательно. Итак, для чего же все-таки святая вода?

Она, как мы сегодня во время освящения слышали, нужна для всего хорошего – и для здравия тех, кто ее пьет, и для помощи в разных делах и жизни, потому что ей кропят и жилище, и место работы, и для освящения всякой вещи, чтобы эта вещь тоже приносила нам пользу. Мы пьем ее во здравие телесное и душевное, потому что церковь никогда не молится просто о телесном здравии, а только о душевном или душевном и телесном. Недуги нас заставляют помолиться о душевном здравии, поэтому они и идут нам на пользу.

Вот для чего нужна святая вода. Но если мы ее так употребляем, и хотим, чтобы она оказала на нас все эти благотворные воздействия, о которых сегодня молились, то мы должны жить так, чтобы ей не мешать это делать. Точнее сказать, мы должны не мешать Господу Богу через воду, которую Он выбрал своим орудием, на нас воздействовать. А как же нам жить, чтобы не мешать?

Прежде всего, надо уклониться от зла, а во-вторых, избрать благо, как говорится в псалме. Уклониться от зла – это уклониться от того плохого, что мы делаем в меру того, что мы понимаем. Делаем мы много чего плохого, а понимаем мало что. Но если мы хотя бы то малое плохое, что мы знаем за собой, будем как-то ограничивать, то это уже будет большое дело. Тогда Господь даст нам увидеть, в чем нам исправляться дальше. Главное – использовать те знания, которые у каждого из нас обязательно есть уже сейчас в данный момент. А что значит избрать благо?

Избрать благо – значит избрать правильную цель жизни. А правильная цель жизни только одна – быть с Богом. Не помогать людям, а быть с Богом. Почему не помогать людям? Разве плохо помогать людям? Помогать людям, конечно, хорошо. Но помогать, мы все знаем это, можно по-разному. Желательно помогать так, чтобы была польза им от нашей помощи.

А как часто бывает, что нет пользы от нашей помощи? А сколько раз бывает, что не только нет помощи, но есть вред? Особенно в семьях так бывает: все друг другу помогают, а потом готовы возненавидеть за это. Сплошь и рядом так бывает. Поэтому нельзя говорить, что цель нашей жизни – помогать людям. Чтобы помогать кому бы то ни было, надо понимать, в чем помогать, и насколько именно наша помощь уместна.

Для этого нам нужно иметь разум. Для этого нам надо иметь не просто какой-то человеческий разум, а разум Христов, духовное рассуждение. Мы должны понимать, что нам выгодно с духовной точки зрения, а ни с какой бы то ни было другой. Тогда мы получим то, что лучше всего для нас, и тогда мы получим то, что нужно для кого бы то ни было из наших ближних.

Получается, что надо все-таки стремиться к Богу. А как стремиться к Нему? Прежде всего, конечно, молиться. А как молиться? Молиться можно по-всякому, и в Церкви есть об этом целая наука. Кто захочет, заинтересуется, тот потихоньку, очень маленькими шажками, медленно, но обязательно верно будет ее усваивать. Сейчас, конечно, нет смысла о ней говорить. Надо сказать только о самом первом, самом главном, что всегда доступно совершенно для всех. А что всегда доступно совершенно для всех?

Всегда можно сказать: Господи, помилуй. Всегда можно, когда начинаешь какое-то дело, сказать: Господи, помоги. Когда кончил какое-то дело, независимо от того, удовлетворен ли ты результатом или нет, сказать: слава Тебе, Господи. И всегда можно помолиться о том, чтобы результат был тебе полезен, даже если это неудача какая-то. Особенно полезно молиться прежде, чем надо что-нибудь сказать.

Но еще более полезно молиться прежде, чем сказать гадость. Очень часто мы чувствуем, что необходимо сказать что-нибудь плохое человеку, что-то нелицеприятное. Ведь иногда может быть и действительно необходимо, не всегда же только так кажется. Хотя чаще всего нам просто хочется, а говорить как раз не надо. Но даже если и надо, то надо помолиться, сделать маленькую паузу, сказать: Господи, вразуми; Господи, помилуй.

Так всегда можно сказать, если не увлекаться спором, и тогда, бывает, изменяется наше сознание. Может быть, мы промолчим, а, может быть, и не промолчим, но скажем не то, что собирались, а что-то разумное и конструктивное.

Так, потихоньку изменяя свою жизнь, мы становимся христианами. Становясь христианами, мы, конечно, будем получать все те блага, о которых сегодня мы молились во время чина освящения святой воды.

Аминь.