Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня все православные христиане имеют случай вспомнить преподобных отцов в посте и подвиге просиявших, а так же преподобных жен. Особенно это важно для монашествующих, конечно. Сегодня мы совершаем память тех отцов и матерей, которые празднуются по отдельности в другие дни, а также упоминаются и такие святые, которые не имеют особых дней памяти, а также поминаются и те святые, которые в посте и подвиге просияли, но вообще остались нам по имени неизвестны. Это такой праздник всех святых, но всех святых, просиявших в монашестве.

Конечно, прежде всего, это праздник для монашествующих, важнейший праздник, можно сказать – общие именины. А во вторую очередь – это праздник и для всех. Потому что в какой-то степени все должны становиться монахами. Когда во время крещения постригают младенца, то чин этот имеет двоякое значение. Как явствует из молитв, значение этого чина в том, что первые власы младенца приносятся Богу в знак посвящения его жизни. Это, конечно, так, и, видимо, из этих соображений появилось это чинопоследование после крещения, но постепенно оно было осмыслено еще и иначе. Одно не противоречит другому, хотя это разные объяснения. Поэтому святой отец Симеон Солунский в XV веке пишет, что это образ монашества. По крайней мере, это указание того, что по внутреннему человеку каждый человек должен сделаться монахом, и вот это предусмотрено в крещении.

Но даже если бы этого чина и не было, — в конце концов, православное крещение будет полным и совершенным, если оно совершается без этого чина, над взрослым его никогда не совершают, — то все равно в самом крещении достаточно чтения апостола Павла, например: “мы, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся”. Если мы крестились в смерть Иисуса Христа, то это значит смерть для мира, а это и есть не что иное, как монашество. Поэтому перед постом нам дается такое воспоминание и такое указание, чтобы всем, кто даже не является монахом, было легче проходить постное поприще. А почему легче? Почему от этого легче? Потому что всегда легче, если мы понимаем, зачем. Чем лучше мы понимаем, тем нам легче.

Вот понимание поста в том и состоит, что он дает нам возможность немножко приобщиться к тому, чем является монашество, то есть к совершенному и полному христианству, которое не идет на разные компромиссы с собственными человеческими слабостями и страстями. Конечно, монахи, имеющие постриг, тоже не настоящие монахи, потому что настоящим монахом от пострига стать невозможно, а это только некоторый этап. А стать монахом, с другой стороны, можно и без пострига. Это все зависит от человека, от того, как он живет, и какое у него действительно отречение от мира, прежде всего, от своих страстей, которые являются самой плохой частью этого мира.

Но как бы то ни было, будем взирать на них сейчас, будем смотреть, каким разным было житие святых, которых мы сегодня поминаем. Все они жили очень по-разному. Некоторые жили в миру, но и там тоже по-разному, в разных условиях, а некоторые жили в монастырях, в пустынях или еще как-то. Будем понимать, что и сегодня те способы жизни, которые показали нам эти отцы, для кого-то возможны. Также бывают и другие образы жизни, потому что все они неисчерпаемы, сколько разных обстоятельствах бывает в человеческом мире, у каждого человека в отдельности, столько может быть и разных образов жизни монашеской.

Монашество состоит в том, чтобы при любом образе жизни внутренне быть со Христом и не хотеть себе ничего земного. Будем стараться быть такими. В ту меру, в которую мы замечаем, что мы не такие, тоже надо смотреть как можно более трезво, стараться это видеть как можно лучше. Недаром мы молимся, особенно в Великом посту: “Даруй ми зрети моя прегрешения”. И вот в ту меру, в которую мы не такие, будем понимать, что надо нам исправиться, будем просить у Господа сил, чтобы исправиться.

И когда нам в очередной раз захочется чего-то совершенно неполезного, будем вспоминать о том, что мы просили, и будем просить снова, чтобы Господь избавил нас от этих наших нечистых или ненужных пожеланий. И когда у нас будут возникать всякие скорбные обстоятельства — это могут быть и болезни, и какие-нибудь гонения, что-то еще, когда нам уже не до всяких причуд наших, греховных вещей, к которым мы нередко стремимся, — то тогда будем вспоминать, что мы же сами просили Господа, чтобы Он нас избавил от разных страстей.

Сами мы не хотели приложить усилия, чтобы избавиться, поэтому Он нас избавляет вот такими методами. Поэтому мы не должны хотеть, чтобы эти скорби прошли пораньше, а мы должны хотеть как можно полнее и пораньше усвоить урок, а каждая скорбь таким уроком является. Когда урок будет усвоен, тогда и скорби пройдут, тогда наступит черед следующего урока какого-нибудь, следующей скорби.

Так мы и должны от урока к уроку приближаться к Царствию Небесному вслед за преподобными нашими отцами.

Аминь.