Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Основа нашей христианской жизни – это православная вера; только когда наша вера чиста, мы можем получить власть над нечистыми духами; мы должны по-другому жить, и если мы живем по-другому, то меняем содержание нашей веры; начинать по-другому жить надо с молитвы и поста; поститься – это терпеть постоянные лишения, быть послушным воле Божией, терпеть неудобства; православный христианин молится не только тогда, когда у него есть настроение на это, но молится независимо от него вообще; утренние и вечерние молитвы — это скелет, а Иисусова молитва и память Божия — то, чем человек отличается от скелета; память Божия – Бог нас видит всегда – нам нельзя распускаться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении рассказ о том, как Господь исцелил бесноватого, но это был такой бесноватый, которого раньше пытались исцелить Его ученики, но неудачно. Когда они увидели, что Господь исцелил этого бесноватого, то спросили: почему же мы не смогли его исцелить? На что Христос ответил: потому что род сей изгоняется только молитвою и постом, а вы – маловеры, потому что, если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно, вы бы смогли приказать горе, и она сдвинулась бы.

Далее Евангельское чтение продолжается следующим образом: Христос сказал, что Его убьют – Он будет предан в руки человеческие и в третий день воскреснет.

Вот такое чтение было сегодня. Оно объясняет, как нам открывается сама православная вера. Как сказано в этом чтении — и об этом говорится на протяжении всего Евангелия, всего Церковного Предания, — что основа нашей христианской жизни – это православная вера.

Только когда наша вера чиста, тогда мы можем получить власть над нечистыми духами, и, самое главное, узнаем догматы веры, которыми являются смерть и воскресение Христово. Верить во Христа именно как в Мессию, а не как в какого-то деятеля-человека, мы можем, тоже только имея православную веру. Верить в существование людей прошлого можно и без религиозной веры, но верить в Него как в Бога, можно только имея только православную веру.

Подобно тому, как казалось ученикам из сегодняшнего чтения, нам кажется, что мы имеем православную веру, но позже выясняется, что это не так. Это становится очевидным, когда мы не можем справиться с мусором в своей голове, когда мы не можем изгнать нечистых духов. Мы их не можем изгнать не только из других страждущих людей, которые к нам приходят, но даже из самих себя.

Из этого может следовать только одно – то, что случилось и с учениками в результате. Почти все они отрекутся от Христа, потому что вера их окажется слабой. Чтобы вера наша приносила плоды, и мы могли совершать дела веры, мы должны не просто иметь какие-то убеждения в голове, которые были и у учеников, но не помогали. Что же мы должны иметь?

Это сложно объяснить как-то словами. Но можно объяснить иначе: мы должны по-другому жить, и если мы живем по-другому, то меняем содержание нашей веры. Что же такое жить по-другому? Конечно, нам сразу захочется указать на различные подвиги святых, которые, действительно, жили православной верой, приносящей плоды. Но, указывая на эти плоды, не надо указывать на земное.

Плоды веры – это уже достаточно поздняя степень ее развития, и чтобы были плоды, надо начать с чего-то совершенно другого. Надо начинать с чего-то невидимого, но с совершенно определенной вещи. Именно сегодняшнее Евангельское чтение намоб этом говорит: это молитва и пост. Что такое молитва, и что такое пост?

Большинство православных христиан живут так, как привыкли, или как их учили народные обычаи. Соответственно этому они молятся и постятся. Но, скорее всего, соответственно православному учению они не делают ни того, ни другого. Ведь поститься – это терпеть постоянное лишение, быть послушным воле Божией, терпеть неудобства.

Если православные христиане с некоторого времени привыкают есть постную пищу досыта и не испытывают никакого дискомфорта от этого, то это не означает, что они постятся. Это означает только смену пищи, которую подсказывает народный обычай. А пост по уставу вынуждает нас испытывать, не все время, но часто, реальные лишения.

То есть если мы решили жить без молочного, то недостатком будет отсутствие рыбы. А если привыкли жить без рыбы, то можем ограничивать себя в пище, приготовленной на растительном масле. Такой подход ограничивает и количество еды, которое мы могли бы съесть, и, таким образом, мы можем себя держать все время в пределах недоедания.

Конечно, это не должно относиться к больным людям, потому что сама болезнь является для них неудобством, которое приходится терпеть. Этого вполне достаточно, если болезнь переносится благодушно. Но это и не значит, что не стоит лечиться. А вылечиться можно, имея внутреннее здоровье. Но если пока нет воли Божией на то, чтобы вылечиться, то надо правильно относиться к своему нездоровью.

Пост же любого христианина, больного или здорового, заключается в постоянном и добровольном самоограничении и в еде, и в развлечении. Причем это должно быть и тогда, когда нет церковных постов. Это что касается поста. А что же такое молитва?

Конечно, если мы совсем далеки от Церкви, то мы позволяем себе молиться по настроению. Это лучше, чем ничего, это само по себе уже благо – есть надежда, что постепенно мы в ответ на наши молитвы узнаем от Бога, как же нам действительно стать православными христианами. Сама по себе молитва нас еще не сделает православными христианами — это дар Божий, без него никто не становится православным.

Но православный христианин молится не только тогда, когда у него есть настроение на это, но молится независимо от него вообще. Прежде всего, надо держать молитвенное правило – это жесткий каркас, скелет нашей жизни. В первую очередь – это утренние и вечерние молитвы, которые должны совершаться каждый день. Во-вторых, молитвы церковные. Надо участвовать в общих молитвах, делать это регулярно, при малейшей физической возможности, а не по настроению.

Это и есть скелет нашей молитвы, но как скелет не похож на человека, так и наша молитва, если она будет возводиться только к этому, не похожа на настоящую молитву христианина. Чтобы молиться на самом деле, надо стремиться к тому, чтобы иметь память Божью все остальное время – именно это делает нас молящимися, подобно тому, как то, что поверх скелета, делает человека человеком. Что же это?

Это Иисусова молитва, которую мы должны совершать в качестве особого ежедневного правила в повседневной нашей жизни. Надо не празднословить, а, когда есть возможность, стараться говорить имя Иисуса. Так же надо иметь память Божью. Она проста и понятна, сравнима с памятью человеческой: когда мы думаем, что никого рядом нет, что мы одни, то и ведем себя как-то по-другому, а в присутствии других людей мы не распускаемся.

Так мы имеем память человеческую. Подобно этому мы должны иметь и память Божию – Бог нас видит всегда. Всегда надо помнить, что мы находимся под очами Божиими. Если об этом помнить, то мы уже не станем так распускаться, и такая молитва будет приближать нас к тому, чтобы стать христианами. Для этого всегда надо держать внутри себя молитву Иисусову, или ее краткую форму “Господи, помилуй”.

Тогда наша жизнь будет хоть немножко соответствовать нашей вере. Тогда мы хоть немножко будем являться верующими людьми. Тогда хоть немножко на нас будут исполняться слова из сегодняшнего Евангелия.

Аминь.