Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас Неделя о слепом – последняя в пасхальном цикле. И мы вспоминаем чудо в Евангелии от Иоанна, совершенное предположительно в этот период – между Пасхой и Пятидесятницей, – и которое связано  с предыдущим чудом, о расслабленном.  Совершая эти чудеса Христос указывает на воскресение. Но с расслабленным понятно, какая связь, потому что расслабленный – это некий образ умершего, — а менее понятно, как сегодняшнее чудо указывает на воскресение.

Сцена со слепорожденным описывается так, что в ней узнается сцена из Ветхого Завета, когда к пророку Елисею приходит Нееман Сириянин, у которого проказа.  Но он исцеляется от проказы, омывшись в Иордане. Тема Иордана была и в прошлое воскресенье, когда мы говорили о купели, но только купели разные. И вот как Нееман исцеляется от проказы?

Он исцеляется так, что у него, как у младенца, появляется новая кожа. Не восстанавливается та, которая была, а появляется новая – новое тело. Вот то же самое со слепорожденным — у него появляются глаза, которых у него не было. В синаксаре объясняется правильно: глаза избраны потому, что это самая главная часть тела. По крайней мере, так считали в древности, что глаза – самое важное в теле, а через тело указывается и весь человек. Поэтому появление глаз – это воскрешение человека.

Поэтому это указывает на Пасху. И то, что это произошло после перехода через воду – это тоже указание на Пасху. Когда перешли через Иордан с Иисусом Навином, то первым делом не пошли сразу завоевывать обетованную землю, а сотворили Пасху, обновили празднование Пасхи. Вот такие пророческие события сегодня осуществляются, на это указывает чудо о слепорожденном.

Как мы это применяем к себе? Так же, как и все, что касается воскресения. Все мы воскреснем – хотим мы этого или не хотим, — но воскреснем по-разному. И мы хотим воскреснуть со Христом и в Теле Христовым. Это также относится и к смерти нашей души, что гораздо важнее, потому что от этого зависит, как мы воскреснем.

Смерть души – это грех. Воскресение души – это освобождение от греха не просто через покаяние, хотя без покаяния это невозможно, а через божественный дар, который дается Духом Святым, подобно тому, как сегодня через божественный дар дались очи слепому.

В своем понимании жизни – как жить правильно, как не грешить – мы очень сильно похожи на слепорожденных. Мы рождаемся с удобопреклонностью ко греху, способностью разложения нашей свободной воли, поэтому мы изначально больны, и у нас не получается выбирать благо. Это продолжается в течение нашей жизни, но мы можем захотеть, чтобы это изменилось. Если мы захотим, то это изменится, но не потому, что у нас хватит сил на это – конечно, не хватит, — а потому что будет чудесная помощь Божия. Почему она чудесна?

Мы понимаем, что у нас нет никаких разумных оснований полагать, что мы изменимся. Мы знаем, что мы были такими, как были, и еще будем дальше такими же, сколько проживем, или хуже. Это мы очень хорошо можем себе представить. А если и лучше, то ненамного. А вот в то, что жизнь может принципиально меняться, может поверить только тот, кто верит в чудо.  Именно эти чудеса и оказываются для нас убедительными, показывают нам веру в Бога.

Человек, который сам меняться не хочет, может быть, и увидит какое-то материальное чудо, но это будет примерно то же самое для него, как какая-нибудь область науки, которую не знал – то есть духовно его это никак не изменит. Поэтому чудеса сами по себе бесполезны. А вот когда ты видишь, что ты сам можешь меняться, что ты можешь стать не просто в чем-то другим, а реально другим человеком, и можешь освобождать от греха, от которого, казалось бы, нет возможности никак избавиться, то вот через это наша вера в Бога и возрастает, и тогда внутренние чудеса мы воспринимаем, как слепорожденный воспринял свое исцеление.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)