Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Отличие Недели святых праотец и Недели святых отец. Кто такие святые праотцы? Чтобы быть избранным, надо оставить все и пойти за Господом. Кто такие “званые” и “избранные”, и как стать избранным.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память тех, кого сегодняшнее богослужение называет святыми праотцами. Кто это такие, и чем они отличаются от святых отец, память которых будет совершаться в следующее воскресенье? А отличие такое: под святыми отцами, как это видно будет из богослужения следующего воскресенья, Церковь имеет в виду не всех вообще тех, кого мы называем святыми отцами, а тех людей, которые жили до воплощения Христа и были Его предками по плоти. А вот сегодня празднуются святые праотцы. Это более широкое понятие. Это те, кто тоже жили до Христа и подготовили Его Рождество — но не обязательно тем, что были Его предками по плоти, а вообще это все праведные люди, которые жили в ветхозаветные времена. И мы знаем, что среди этих людей были не только представители народа израильского из других родов, а не из того, из которого произошел Спаситель по плоти, но среди этих великих праведников были, хотя и в небольшом количестве, представители совершенно других народов, и некоторые из них достигали великих вершин святости. В Библии они упомянуты, и про некоторых довольно много там рассказывается. Прежде всего, это Мелхиседек и Иов, о которых в сегодняшнем богослужении много говорилось.

И вот, кто же такие были эти святые праотцы? Мы еще понимаем, как они могли быть предками Христа, если они принадлежали к избранному народу. Но не все праотцы принадлежали к избранному народу. И кроме того, откуда взялся сам избранный народ? Это потомки Авраама. А откуда Авраам взялся, из какого народа? Из самого обычного языческого народа, только Господь повелел ему оставить этот народ и идти за Ним. И вот, из того, как произошло избрание, будь то на примере Авраама, от которого произошел весь избранный народ, или будь то на примере каждого человека, который жил до Христа или после Христа, мы можем понять, что нам нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное. Нам нужно пойти за Господом, а за Господом нельзя пойти, если не оставить то, чем ты занимаешься.

И как раз об этом говорит сегодняшняя притча, которую мы читали в Евангелии. А мы читали притчу о некоем богатом человеке, который приготовил брачный пир и позвал через слугу к себе в гости разных друзей. Но все эти друзья под разными предлогами отказались. И тогда тот человек разгневался и велел слугам звать просто всех, кого они найдут по дорогам, а из тех, кто отказались, никто, — сказал он, — не войдет на пир. Но мы понимаем, что это означает, что никто из них не войдет в Царство Небесное, потому что когда в Священном Писании упоминается брак или пир, то всегда речь символически идет о Царствии Небесном.

Но за что же эти люди не вошли в Царствие Небесное? Очень характерно, что ни одна из тех причин, которые они называли, не содержала указания на то, что они пойдут заниматься чем-то греховным. Один сказал, что он купил село, т.е. землю, для того чтобы там трудиться, заниматься хозяйством. Другой сказал, что он купил пару волов и хочет их опробовать, т.е. тоже собирался трудиться. А ведь это, в общем, хорошо, что он трудится; он не грабит, не ворует, не предается разврату, а занимается тем, чем человек и должен заниматься. Третий сказал, что он женился, и это тоже не запрещено в Священном Писании. То есть ни про кого из этих людей нельзя сказать, что они пошли заниматься чем-то таким, что само по себе было бы греховным, и что поэтому они не вошли в Царство Небесное. Нет, они все пошли заниматься чем-то таким, чем они имели полное право, Богом данное право заниматься. Но просто из-за того, что они не оставили образа своей жизни, предпочли свои повседневные, пусть и вполне нормальные и не греховные дела обязанностям перед Богом, из-за этого так все и произошло. Из-за этого Господь сказал, что Он их не возьмет в Царствие Небесное.

И вот, это относится к нам, к тому, что мы хотим быть избранными. Сегодняшнюю притчу Господь окончил словами: “Много званых, но мало избранных”. Мы знаем, что званых, если так посмотреть, может быть, тоже не очень много, потому что все-таки не все люди являются зваными, не ко всем Господь обратился с проповедью. Об этом и в Библии говорится, да и без Библии мы это видим, и тут наше знание нас не обманывает. Потому что сколько есть людей, которые никогда о Христе толком не узнают. Это даже не какие-то там пигмеи в Африке, хотя и они тоже, а это и миллионы китайцев, многие из которых тоже не имеют доступа к сведениям о христианстве. Что поделать! Если бы нам надо было бы с ними что-то надо делать, то мы стояли бы перед очень сложным вопросом. А так как этот вопрос для нас неразрешим, то стоим перед ним не мы, а Господь Бог, а для Него он несложен, Он знает, что с этим делать. Он не требует нашей помощи, чтобы вразумить китайцев и кого бы то ни было. Мы здесь ничего не знаем и знать не должны.

Но есть многие люди, которые точно являются зваными. К ним обращена проповедь христианства, они его узнали, причем к ним обращалась Истинно-Православная Церковь, и они узнали не ересь какую-то, а именно православие. И вот, все они являются зваными. Их много — много не вообще, а по сравнению — с кем? Господь ясно показывает, с кем — с избранными, с теми, кто действительно получит пользу от этой проповеди, потому что попадет в Царство Небесное. “Не всякий, глаголяй Ми: Господи, Господи! — говорит Христос в другом месте, — внидет в Царствие Небесное”. Пользу получит только тот, кто послушается этой проповеди, кто ей поверит.

Но что значит — поверить Богу? Ведь мы все, в принципе, верим в Бога, считаем, что Бог есть, что Он совсем неплох, что в Библии написана правда. Но от таких мыслей, пусть даже они и правильные, очень далеко до того, чтобы действительно решиться как-то изменить свою жизнь. А от решения изменить свою жизнь в чем-то, что нам не очень важно и не очень жалко, еще тоже очень далеко до того, чтобы изменить ее в том, что нам важно, что нам не хочется менять. Но настоящее изменение человека, которого Господь требует от каждого из нас, чтобы мы вошли в Царствие Небесное, требует действительно изменения в чем-то таком, в чем нам трудно меняться. Потому что нам жалко, нам тяжело. И вот, мы должны понимать, что если мы живем православно, и у нас все хорошо, и мы себя чувствуем спокойно, или беспокоимся, но причины нашего беспокойства находим только в том, что мы в плохих обстоятельствах находимся, что виновато окружение, виноват Господь Бог, что Он плохую погоду послал, виновато правительство, что оно не платит пенсию, виноваты наши соседи и наши дети, которые выросли неблагодарными, виноваты наши родители, которые нас не понимают… — вот, если мы так думаем, то хотя у нас на душе и большой дискомфорт от подобных мыслей, это все равно не спасительно, все равно мы виним других в каких-то наших неприятностях и бедах. Другие могут быть виноваты, Господь им судья; но в наших личных бедах окончательно виноваты мы. Потому что наша беда это не что-то такое, что случилось объективно, а только наше отношение к этому. Потому что если бы мы смиренно приняли случившееся, мы бы не относились к этому как к беде, а относились бы к этому как к какому-то вразумлению, пусть даже очень тяжелому. Это относится и к большим несчастьям, которые с нами иногда происходят.

Поэтому будем понимать, что Господь зовет, но если мы отказываемся, даже под благовидным предлогом, как люди из сегодняшней притчи, то мы не войдем в Царствие Небесное. Что нам делать, чтобы не отказываться? Если мы чувствуем, что есть какая-то заповедь, которую мы уже сейчас должны исполнять, то это значит, что мы можем ее исполнить, а это, в свою очередь, значит, мы должны ее исполнить. Не надо говорить, что мы это сделаем потом, что пока мы будем есть на новый год салат “с майонезиком”, а вот уже на следующий новый год поедим уже без “майонезика”. Следующего нового года может просто не быть. Причем не обязательно потому, что мы до него не доживем, хотя и такое может быть; а может быть и другое — что к следующему новому году мы уже просто решим, что вообще этот пост не нужен, потому что “главное — что в душе”, и зачем вообще поститься, в душе-то мы в Бога верим… А еще через год мы уже забудем, что какой-то там Господь Бог есть… Ну есть, ну, мало ли, кто есть на свете. Например, есть Америка на другой стороне земного шара; мы там никогда не были, но верим, что она есть. Но как мне до Америки дела мало, так, в общем, и до Господа Бога дела мало. И вот, в таком состоянии можно умереть, и тогда на том свете окажется, что и Богу до тебя так же мало дела, как тебе было до него в течение твоей жизни. И Он скажет, что Он тебя не знает. Вот поэтому надо все это предвидеть уже сейчас, слушать предупреждения, которые нам Господь делает через Евангелие и богослужение, и стараться делать хотя бы минимальные выводы из всех этих предупреждений. Аминь.