Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня можно сказать, что прошло уже около половины, и даже больше, Рождественского поста. И приближаются уже особые дни этого поста, которые проводятся в большей строгости – это то, что будет после гражданского Нового года. Там будет особый устав пощения и особый устав богослужения, и особая жизнь.

А если говорить просто о Рождественском посте как он есть, то большая часть его позади, хотя еще что-то впереди и осталось. Что можно сделать за это время? Вот об этом надо подумать, чтобы подойти к началу предпразднества Рождества Христова, отчасти оно уже идет, потому что мы слышим, особенно по воскресеньям, рождественские песнопения, не так уж их мало. Но собственно предпразднство Рождества Христова впереди, и сочельник впереди. Пока все это еще не наступило, что мы можем сделать?

Конечно, этот пост нестрогий, особых ограничений в пище он не предусматривает. И для тех людей, кто привык поститься, те ограничения, которые предусматриваются этим постом, вообще не очень заметны. Но все-таки они есть, и они сами по себе полезны, потому что они дисциплинируют и приучают к более строгому пощению, для которого будет свое время в течение церковного года.

Но это не главное. А что же главное? Главное – что мы опять имеем возможность побольше сосредоточиться на своей духовной жизни, на своей церковной и молитвенной жизни. Потому что молитва – это самое главное, это то, что мы выносим из церкви, то, для чего мы приходим  в церковь, чтобы потом это унести, и то, чем мы должны заниматься и в церкви. Но не было бы у нас молитвенной жизни – то есть она успела бы начаться, но тут же бы и закончилась – если бы не было у нас жизни церковной, которая нас поддерживает. Поэтому особенно надо стараться в эти дни готовиться и причащаться Святых Христовых Таин, не только в праздничные моменты и воскресные дни, но по возможности и в будние дни. Хотя, кто может, может и потом к этому привыкнуть, когда пост кончится.

И для того чтобы это делать, мы должны иметь две вещи. Про одну всегда помнят, а про вторую всегда забывают. Первая вещь, о которой всегда помнят – это то, что хорошо бы на это настраиваться, этого хотеть. Но когда это у нас есть, то почему-то так не получается, как мы хотим. Это происходит из-за того, что второй вещи не помним. А вторая вещь – это то, что, собственно, нам и мешает приходить к Богу, готовиться к причастию, готовиться к молитве, что нам мешает помолиться даже дома утром или вечером. А что это такое? Как правило, это не какие-то чрезвычайные обстоятельства, сейчас про них не говорю, а просто мы увлеклись чем-то иным. То есть мы просто очень много времени потратили на какие-то разговоры, на какие-то размышления, занятия, сидение в интернете, для старшего поколения – скорее, в телевизоре. И просто оказывается, что времени ни для чего не остается. А если оно остается, то мы уже очень устали. Поэтому мы не соразмеряем своих сил, и получается, что нам уже просто сил не хватает на то, чтобы ходить в церковь, на то, чтобы молиться. А почему не хватает нам сил? А потому, что мы их потратили на что-то другое. А на что другое? Все ли это другое жизненно нам необходимо? Что-то – да, но наверняка не все. И что не необходимо и что при этом мешает нам ходить в церковь – это есть та часть жизни, которую мы прожигаем совершенно бесполезно, совершенно зря. И конечно, в той или иной степени, обязательно греховно.

Поэтому можно сделать над собой такие наблюдения: что мне мешает пойти в церковь? Куда я пошел в это время? Что я вместо этого делал? Либо я делал что-то не то, либо я просто так устал, что ничего делать не мог. А почему я устал, чем я занимался, что меня довело до такой усталости? Насколько мне было необходимо этим заниматься? Может быть, можно было и не заниматься? Часто бывает, что мы увлекаемся каким-то делом, может, даже не особо интересным, и не можем перестать, пока не закончим. А надо было перестать. Много такого бывает.

Чтобы резюмировать, призываю всех, прежде всего, конечно, самого себя, к самонаблюдению – что мне мешает жить, что мне мешает молиться? Стараться это запоминать применительно к себе и исправлять.

Аминь.